Янина Гончарова: «Нашим дизайнерам не хватает смелости»

31 Июля 2017 / 3339

Все статьи

Добавить в избранное

7 лет назад она не побоялась рискнуть и вместе с командой организовала совершенно новое для нашей страны мероприятие — Belarus Fashion Week. О том, что остается «за кадром», чем отличается наша Неделя моды от заграничных и зачем белорусам модные показы, рассказывает руководитель Belarus Fashion Week Янина Гончарова.

Янина Гончарова

Руководитель Belarus Fashion Week, режиссер

О первом опыте и проблеме «местечковости»

Я часто вспоминаю 2010 год и старт Belarus Fashion Week. Подготовка была глобальной, но мне повезло: с 2004 года у меня уже была команда, которая видела опыт заграничных коллег. Мы были на fashion-мероприятиях в Киеве, Москве, Одессе. Я видела десятки заграничных недель моды: в Милане, Берлине, Париже, Лондоне, Копенгагене, Стокгольме, Кейптауне.

В то время не было таких возможностей, как сейчас, и сделать хорошие фото или видео и переслать кому-то оперативно было нелегко. Но я все равно снимала что-то на самый простой фотоаппарат Sony и привозила в Беларусь.

Основная причина, по которой нам сложно было организовать BFW, — это то, что мы были не местные. Моя команда и я — из Гомеля. Там я открыла Центр моды и красоты. Позже весь негатив, который нас ждал в Минске, обрушился именно по этой причине. В СМИ часто употребляют слова «местечковость», локальность. А что в этом плохого? Многие известные люди начинали свой путь не в столице. Надо ценить свою малую родину. А в Минск мы приехали лишь потому, что Неделя моды должна проходить в столице. 


Кстати, Неделе моды как fashion-мероприятию уже более 70 лет: впервые она прошла в Нью-Йорке в 1943 году. Тогда это называлось «Пресс-неделя». Сегодня fashion week проводится во многих городах мира.


Белорусы всегда ищут «что не так»

Наша Неделя моды отличается лишь тем, что здесь все белорусское: дизайнеры, зрители, СМИ, финансовые возможности. В нашей стране — какую сферу жизни ни возьми — всегда можно сказать, что все не так, как в Голливуде, например. Но в данном случае сравнивать некорректно. Иностранные гости не перестают отмечать высокий уровень Белорусской недели моды и не верят, что с такими небольшими финансовыми возможностями команда, сплоченная и объединенная одной идеей, организовывает такое масштабное мероприятие.

Почему дизайнеры не выставляются регулярно

На данный момент Неделя моды в Беларуси прошла уже в 14 раз. Мы пережили много проектов, которые запускались так же успешно, как и заканчивались. Многие дизайнеры уходят с платформы Недели моды, а на их место приходят другие. И это вовсе не потому, что наш проект плохой, а потому что есть миллион других причин: возможно, у них другая стратегия ведения бизнеса, смена ориентации на рынке и позиционирования бренда, поменялись жизненные позиции или же дизайнер ушла в декрет. И когда какой-то дизайнер не выходит на подиум Fashion Week — это не очередной информационный повод. Вам интересно, например, почему бренд NAVY не вышел на подиум в этом сезоне? Позвоните нам, и мы расскажем, что их направление сейчас — это детская мода, и на Kids Fashion Day’s у них было два показа.

Есть дизайнеры, которые говорят: «Мы переросли Неделю моды». Не проблема, они могут не участвовать, но Fashion Week из-за этого никогда не станет плохой платформой для презентации. Если сегодня Armani, Gucci, Dolce&Gabbana принимают участие в местных неделях моды, то о каком перерастании идет речь? Мы лишь предлагаем fashion-брендам, как художникам, использовать нашу универсальную площадку как белый лист для того, чтобы написать свой шедевр.

Кто спонсирует Неделю моды

Спонсоров у нас не было никогда. У BFW есть партнеры, рекламодатели, которые видят в нашем проекте и нашей аудитории плодотворную почву для рекламы своего продукта. Я рада, что у нас есть компании, которые работают с нами с 2010 года — такие, как Velcom и международные партнеры: Huawei, Mary Kay, Mercedes, Альфа-Банк. В остальном мы делаем все самостоятельно как коммерческая организация.

О проблемах освещения события в СМИ

Неделя моды проходит седьмой год подряд, а нас до сих пор называют «фестивалем». Мы с прессой не враги и не конкуренты друг другу, наша цель — донести до читателей каждого ресурса качественный контент. Если у вас fashion-портал — напишите об этом модными терминами, если местная газета — более простым и популярным языком. Проблема — в подготовке к освещению, ведь нужно детально изучить историю события, его особенности, мыслить глобально. И как можно говорить про объективность в освещении всей Недели моды, если пресса каждый раз выбирает «любимчиков», про которых пишет?

Мы приглашаем на Неделю моды иностранные СМИ с 2010 года: Vogue Italia, Marie Claire, Madame Figaro, Elle и многие другие были гостями BFW. К нам приезжали Андрей Бартенев, Даша Гаузер, Подолян, Влад Лисовец, Вячеслав Зайцев. Каждый сезон мы приглашаем 3–4 иностранных дизайнера. Трансляции ведут каналы Fashion One, Fashion TV, World Fashion Channel. Показ Ton-in-Ton собрал в этом году 36 тысяч просмотров. А наши телеканалы за трансляции Belarus Fashion Week не берутся, у нас никто не специализируется на теме моды. 

Янина Гончарова и почетные гости BFW.

Зачем белорусам Неделя моды

Недавно на международной конференции в Москве Паскаль Моран, руководитель Французской федерации Высокой моды и pret-a-porter, сказал о том, что людям всегда будут важны персональная причастность, любовь к бренду. Показ можно посмотреть сегодня и онлайн, но люди всегда будут хотеть ходить на показы. И бренды всегда должны давать возможность своей аудитории чувствовать себя частью их истории.

Fashion-показы сейчас — это PR-событие. В 90-е же годы на них сидели байеры с папками, отсматривали коллекции и делали пометки. Сейчас они встречаются после показов за бокалом шампанского, общаются и налаживают контакты. На показы ходят для удовольствия.

Как попасть на Неделю моды и что надеть на показ

Неделя моды — закрытое мероприятие. Но, как и в любой другой стране, для всех открыта аккредитация. Получите ли вы пригласительные — другой вопрос. Практически все билеты мы отдаем на распределение дизайнерам. Мы не хотим быть ответственными за то, кто и в каком наряде будет сидеть в первом ряду на показе Недели моды.

У нас нет регламентированной рассадки на Belarus Fashion Week, но мы всегда знаем, куда и кого лучше посадить. Да, мы не пускаем в первый ряд мам с детьми, которым во время показа может понадобиться выйти, людей в верхней одежде или в спортивном костюме. Гости должны понимать, что определенный дресс-код всегда существует. На Нью-Йоркской неделе моды меня всегда поражали безумно красивые американские женщины в юбках-карандашах и шелковых блузках, черных костюмах. Сразу видно — они работают в моде. А ярких персонажей хватает и у нас. 

Например, в Азии очень важно иметь одежду известных европейских брендов: носить рубашку Armani, сумку Chanel, туфли Prada. Это показатель того, к какому социальному классу ты относишься. Но в последние годы, действительно, сложно встречать по одежке: появились сильные игроки масс-маркета, которые сегодня не только сами делают интересные вещи, но и вступают в коллаборации с известными брендами (Balmain и H&M, KENZO и H&M). Мода стала доступной, и сейчас даже девочка-студентка в одежде масс-маркета может выглядеть шикарно и попасть в lookbook streetstyle-ресурса.

О селебрити, фриках и блогерах

У нас есть база медийных гостей, которых администратор лично обзванивает и приглашает на показы Belarus Fashion Week. Звезды всегда играют важную роль по части имиджа, рекламы, продвижения. И даже их публикация в социальной сети о посещении показа может сыграть большую роль.

Первый ряд у нас и «у них».


Мы были первыми, кто поверил в блогеров. Организовав в рамках Недели моды Fashion Blog Competition, мы доказали всем, что fashion-блогеры у нас в стране есть. BFW активно приглашает их на показы и различные мероприятия и относится к ним с большой любовью. По поводу фриков… Слава Белорусской недели моды велика, и к ней хотят быть причастны все. Эти люди приходят, чтобы быть в центре внимания. Как это влияет на имидж? Для здравомыслящих людей — никак.


Иностранные Недели моды тоже не раз устраивали интересные проекты внутри мероприятия. Например, в рамках Нью-Йоркской fashion week проходит реалити-шоу «Проект Подиум». В 2012 году там победил наш соотечественник Дмитрий Шолохов.


О конкуренции и зависти

Ежегодно в стране появляются новые модные event’ы. Заказчик — дизайнер — сам выберет, на какой платформе ему выгоднее презентовать свою коллекцию. 12 лет опыта в сфере fashion дает мне возможность чувствовать себя уверенно и делать свою работу качественно. Если дизайнер скажет: «Давайте я не буду платить за участие, а то уйду к конкурентам» — мы ответим: «Идите». Бизнес остается бизнесом. Мы не относимся к «Мельнице моды» или другим мероприятиям как к конкурентам, ведь конкурент — это тот, с кем ты соревнуешься, будто на гонках. У всех свои проекты, свои цели, своя аудитория.

Мода — это бизнес. Здесь главное влияние оказывают деньги. И если бы мы каждый сезон «возили», словно гастролеров, иностранных байеров, блогеров, дизайнеров, то все были бы счастливы и еще больше людей любили бы нашу Неделю моды. Но и зависти в купе с негативом тоже прибавилось бы: успешные крупные проекты всегда сталкиваются с этим. Покажите нам наши минусы или ошибки — мы скажем спасибо и исправим.

О бесплатной молодой рабочей силе

У нас четкая политика: за работу нужно платить. Каждый сотрудник BFW получает свое. Говорят, что мы используем бесплатный труд волонтеров или стажеров. Это не так, они получают богатый практический опыт. Лично я обожаю работать с молодежью. В моде и должны работать молодые: именно они приносят новые идеи, технологии, они чувствуют свое поколение и имеют другое видение обыденных вещей.

Для меня всегда было важно организовывать проекты не ради продвижения собственного имени. Я и сама постоянно участвую в них, выступаю креативным руководителем и инициатором идей. Мне важна командная работа: разве способен победить тренер футбольной команды без своих игроков?

Чего не хватает белорусским дизайнерам

Нашим дизайнерам не хватает смелости, креативности, возможностей по использованию ультрасовременных мембранных тканей, высоких технологий в производстве, возможностей на учебу и рост. Если говорить о креативности, то наши дизайнеры не делают вещей, которые не купят, хотя для fashion-шоу можно и нужно делать невероятные вещи с использованием металлоконструкций, живых цветов. Просто сейчас на это нет лишних денег и времени.

Смогут ли белорусские дизайнеры выйти на международный уровень? Да, все зависит лишь от финансовых возможностей. Парадоксально, но чем лучше бренд, тем меньше у него финансов. Выход один — искать гранты, бесплатные международные программы, конкурсы, стажировки. Существует лишь проблема убедить белорусских дизайнеров, что им это необходимо.

Когда ты заполняешь заявку на Неделю моды в Милане, Нью-Йорке, Париже, ты должен предоставить большой пакет документов: показать, что у тебя есть люди, производство, retail, поставщики. Доказать, что завтра ты не передумаешь этим заниматься. Нигде не нужны «однодневки». На Белорусской неделе моды три уровня участия: конкурс New Names для молодых дизайнеров, программа Off Schedule для средних дизайнеров, программа Pret-a-porte для стабильно работающих брендов с производством. Участие в BFW требует финансовых затрат, но если ты вкладываешься, то ты точно будешь заниматься организацией своего показа, продвижением, постпродакшеном.


Женской одежды разных форм и размеров на Белорусской неделе моды хоть отбавляй, а вот мужские коллекции встречаются нечасто, среди дизайнеров это направление не пользуется особой популярностью. В некоторых городах (Милан, Лондон) коллекций создается так много, что приходится организовывать отдельную мужскую fashion week. Организаторы BFW тоже готовы на такой шаг — только бы коллекции были. 


О том, нужна ли сегодня высокая мода

Дизайнерские вещи у нас не отошли на задний план в связи с бурным развитием fast-fashion и масс-маркета. Они еще и не выходили на передний. Пока у белорусов нет свободных денег, которые они готовы потратить на вещь одного дня. Мы можем посмотреть расписание Миланской или Берлинской недели моды — 80% коллекций составляет сегмент pret-a-porte, увидел и купил. А Неделя высокой моды и платья «от кутюр» остались только в Париже. Такой формат Недели моды финансируется правительством Франции и считается национальным достоянием. В других странах делать это просто невыгодно.

Часто под словом «мода» общество понимает вычурность, авангард, но это лишь отдельный пласт. В рамках Belarus Fashion Week для Unaids нами был разработан конкурс Fashion Aids Line, когда дизайнерам нужно было создать креативные, фантазийные, нелогичные костюмы. И многие дизайнеры уже просто-напросто забыли, что это! А фантазия — это основа работы дизайнера. Ведь еще надо придумать, как создать что-то необычное, когда на дворе XXI век и уже все когда-то было создано.

Fashion Aids Line (UNAIDS) BFW 17/18.

О расширении границ

Моделей на BFW выбирают дизайнеры, поэтому на подиуме появляются все, будь то модели с нестандартной внешностью или plus size. Устраивали и спецпроекты для беременных, людей с инвалидностью. Если нам предложат, например, сотрудничество с бигендерными моделями — пожалуйста, мы всегда открыты к экспериментам, у нас нет ограничений. Конечно, всегда найдутся те, которые обвинят нас в пропаганде сексуальных меньшинств, сексизме или феминизме. Но дизайнер — творец и режиссер своей коллекции, это его выбор, который никого не оскорбляет.

Автор: Алеся Мешкуть

Фото: личный архив героини, bfw.by, elle.ru, vogue.com

Показать комментарии