Волчица-вегетарианка, заяц-не трус и лось-интеллигент

29 Марта 2017 / 1247

Все статьи

Добавить в избранное

Бренд Zhart производит майки с принтами в белорусской стилистике. Его основатели — Роман Герасимов и Петр Пищако — делают акцент на изображениях в ключе осовремененного национального фольклора. В феврале Роман и Петр представили новую коллекцию «Усё будзе фаўна», в связи с чем на платформе Ulej.by  запустили краудфандинговую кампанию, которая продлится до мая. О сути кампании, идее новой коллекции и о дальнейших планах Fashionbank.by узнал из первых уст.



— Бренд Zhart начался с желания. 4 года назад нас не устраивал выбор маек в Беларуси. Мы решили, что можем изменить эту ситуацию. Так и сделали, запустив бренд Zhart. Главная идея — шить майки в ключе реалистичного белорусского колорита. А еще мы хотим составить существенную конкуренцию белорусским гигантам легпрома.

 

В Беларуси не так уж много дизайнеров и полноценных брендов, которые выпускают майки с принтами. Можно сказать, что на рынке с 10 миллионами человек таких брендов и вовсе нет. Поэтому конкуренция есть, но в целом ниша еще далеко не заполнена.

— Вы закупаете майки или шьете их сами?

Майки отшиваются по нашим разработанным лекалам. Мы решили, что не найдем идеальную, на наш взгляд, майку на белорусском предприятии, и создали ее сами, собирая по частичке грамотный фасон.

 

Она не висит как мешок, а сидит по фигуре. Также в майке удобная горловина, которая «не душит» и в то же время не растягивается. Да и рукава не топорщатся.

— Ваша коллекция носит говорящее название «Усё будзе фаўна». Как возникла идея провести параллель между современным белорусом и обитателями белорусских лесов?

— Существует стереотипное видение белорусов, с которым мы не согласны. Навеянный со времен школьной скамьи портрет «памяркоўнага и талерантнага» белоруса не в полной мере отображает действительность. Мы решили сделать апгрейд этого стереотипа и отобразить его в современном ключе, чтобы ассоциация с белорусами больше совпадала с реальностью и тенденциями.

Коллекция началась с одного принта, который стал самым популярным, — зубр. Наш образ осовремененного белоруса быстро завоевал признание у аудитории. Но и он не мог раскрыть тему полностью. Мы поняли, что современные белорусы очень разные, интересные, спорные. Так появилась коллекция: волчица-вегетарианка, заяц, который не трус, лось-интеллигент. Своим выбором и ассоциациями мы хотим сказать, что нельзя вешать ярлыки на целую нацию.

— А как реагирует аудитория, ведь далеко не все сегодня могут позволить себе дизайнерскую вещь?

— По опыту знаем, что наша потенциальная аудитория обширная — майки нравятся и директорам рекламных агентств, и врачам. Но майку за 30 рублей не каждый себе позволит. Эластичность спроса по цене велика: когда объявляем скидки и акции, разлетаются даже неходовые товары. Соответственно, мы вывели гипотезу: если сделать майки из коллекции «Усё будзе фаўна» более доступными, их ждет успех. Благодаря краудфандинговой кампании цена снизилась до 16,25-18 рублей. И получился симбиоз дизайнерской вещи и демократичной цены. Другой возможности купить майки из этой коллекции за такую цену не будет. Хотя сама коллекция будет продаваться в ритейл-магазинах.

 

— Концепция бренда Zhart далека от тематики пресловутой вышиванки, но все же и в вашей идее прослеживается характерная популяризация белорусского фольклора. Как вы думаете, этот бум на вещи с национальным колоритом — долгосрочная тенденция или, как и любой модный тренд, временное явление?

— Не верно говорить, что наша концепция далека от орнаментов белорусской вышиванки, скорее, это следующий этап в развитии и подаче национальных мотивов.

На наш взгляд, волна популярности зависит от подхода к презентации одежды с традиционной самобытностью. Вышиванка в ее изначальном проявлении уже набила оскомину, пора развиваться дальше. Нельзя зацикливаться на традициях в первозданном виде, нужно их обогащать и интерпретировать в современном контексте. Бренд Zhart — не отдел пропаганды белорусского фольклора, мы просто пытаемся разобраться в том, что происходит вокруг, и понять, кто же такие белорусы.

 

— Как вы думаете, чем именно цепляют майки Zhart разношерстную аудиторию? Не все же их покупают, чтобы поддержать национальный дух.

— Скорее всего, нашим вниманием к этой самой аудитории. Мы стараемся, чтобы люди в наших принтах узнавали себя, свою жизнь. И они, похоже, узнают.

— Какие планы после окончания  краудфандинговой кампании?

— Пока все силы уходят на этот проект. Если заглянуть немного вперед, то мы хотим оптимизировать производство и сделать наших швей самыми счастливыми. А еще снять с себя полную ответственность за создание принтов: мы за творческие коллаборации и союзы с иллюстраторами. В Беларуси много молодых художников с огромным потенциалом, которые известны только в узких кругах. Многие люди далеки от творческой тусовки, некоторые и вовсе скептически к ней относятся, поэтому часто талантливые ребята остаются в тени. Так вот, мы хотим наладить систему коммуникации между творческим миром и аудиторией. Хотим познакомить белорусов с белорусами и будем выступать в роли посредника. 


 

— Кстати, а почему вы решили поучаствовать в краудфандинговом проекте на платформе Ulej.by? И насколько белорусы готовы поддержать молодых дизайнеров материально?

— Организаторы платформы Ulej.by сами вышли на нас. Изначально их впечатлили наши деревянные очки — все-таки это более традиционный и привычный для краудфандинга продукт. 

 

Но мы предпочли сделать ставку на майки. А участвовать решили потому, что хотим выпускать майки не сотенными, а тысячными тиражами. Сейчас нет возможности взять кредит, своих сбережений у нас не хватит на большой тираж. Есть идеи и опыт, поэтому на данном этапе важна отдача от аудитории.

Еще трудно говорить о результатах: прошел всего один месяц из трех. С одной стороны, мы уже собрали 44% — это неплохие показатели. С другой — существует ряд препятствий, останавливающих людей в покупке. В первую очередь это длительный период ожидания: редко покупка майки планируется за три месяца. Также в Беларуси пока, увы, не развит краудфандинг — это тоже накладывает отпечаток. Но в то же время краудфандинг и система предзаказов позволяют нам предложить крайне привлекательные, уникальные условия: только в рамках кампании возможно заказать наши майки до 45% дешевле. По сути, мы предлагаем дизайнерский продукт по цене масс-маркета.

Фото: личный архив героев

Автор: Екатерина Пирожок

Показать комментарии