Как приход Inditex Group повлияет на моду в Беларуси?

21 Сентября 2017 / 4219

Все статьи

Добавить в избранное

Пожалуй, если распечатать статьи на тему прихода Inditex на белорусский рынок, ими можно будет обклеить стандартную панельную пятиэтажку в Заводском районе, где как раз-таки о Zara мало кто знает. Но влияние не только в том, что «теперь есть, где пошопиться». О более глобальном чуть ниже.

Легкая промышленность в Беларуси

Тут, конечно, хороших новостей мало. Да, до этого и не было невероятных продаж, но теперь получить рост белорусскому производству в своей стране будет сложно.

  • Cтоимость продукции почти одинаковая. Белая футболка из хлопка в среднем стоит 20 рублей и там, и там.
  • Качество у изделий тоже примерно одинаковое. Уже давно стало понятно, что себестоимость можно уменьшить за счет потери качества.
  • Бренды Inditex (Zara, Bershka и другие) — это бренды в прямом значении. Люди с гордостью называют название того, что они носят в отличие от очередного безликого и странного названия.
  • Белую футболку часто покупают, чтобы носить ее каждый день в сочетании с джинсами, создавая простой лук, к которому можно добавить интересные аксессуары. Крой при этом должен быть немного oversize с определенным вырезом и т.д. К сожалению, почти все модели белорусских производителей напоминают либо ту, которую мы носили в детском саду, либо ту, которую можно надеть только зимой под одежду для утепления.

Давно известный факт: к одежде от отечественного производителя не всегда можно применить термин «высокое качество». Конечно, есть исключения, но они стоят как дизайнерская вещь или изделие известного бренда. Слоган «Купляйце беларускае» не работает. Если раньше приходилось покупать эту футболку от безысходности, то теперь у нас есть выбор.

Помимо этого, белорусские производители выделяют меньший бюджет на оборудование, обучение персонала и создание имиджевых съемок.

Однако, здесь могут наладиться связи, в которые мы не будем посвящены. В прошлом году появилась новость о том, что Zara будет отшиваться в России. Поэтому если наши производства не подведут, они с легкостью могут получить хорошие заказы от масс-маркет гиганта, тем самым хоть как-то обеспечить рабочие места и заработную плату для рабочих. Подобный опыт есть в нашей стране — не секрет, что «Элема» отшивает заказы для крупных масс-маркет брендов.

Любой кризис и конкуренция, несмотря на негативный окрас, — всегда положительный поворот. Именно в это время компании начинают работать более продуктивно. Будем надеяться, что белорусские производители придут к работающей формуле, как создать продаваемый дизайн, приемлемое качество, доступную стоимость и узнаваемый бренд.


Белорусские дизайнеры

Нечего бояться тем, кто успел к этому моменту сформировать отличительные черты, фирменный стиль и отношения с клиентом (последний пункт, как ни странно, самый уязвимый).

За свою жизнь я сталкивалась с тем, что даже стильные и умные люди не понимают, почему такова стоимость дизайнерских вещей. Ответ прост и очевиден — разная себестоимость. Белорусские дизайнеры не отшивают партии в тысячи единиц за ночь. Зачастую они делают это сами либо находят швею. Сложных конструкционных решений больше, а значит и времени на создание тоже.

Наступает интересный период для белорусской моды, где еще острее стоит вопрос сочетания носибельности и идеи, качества изделия и цены. 


Ритейл

Мы не прихотливы, но закончился век магазинов, где достаточно того, чтобы ничем не пахло, и тебе говорили на входе: «Здравствуйте!»

Магазины группы Inditex наглядно показывают, как можно создавать истории при помощи интерьера и вывески, настраивать на определенный лад покупателей и не забывать о примерочных и упаковке, тот самый пресловутый experience, о котором говорят все книги о маркетинге.

Слово за покупателем

Сложность в работе с модой в Беларуси — это зачастую отсутствие каких-либо данных. Только недавно появились результаты опроса «Где белорусы покупают одежду». А сколько мы, работники индустрии, еще не знаем? Например, на что обращают внимание белорусские покупатели после стоимости? Что является мотивацией для покупки? Как обстоят дела с обувью и аксессуарами?

Все это не влияет кардинально на качество работы, но, если ты вооружен, уже есть шанс на победу в битве.

Уникальность Zara в том, что не они диктуют покупателю, что покупать. Ассортимент формируется, исходя из предпочтений клиентов и продаж. Поэтому через какое-то время в магазинах будет более-менее четкая картинка, что любят белорусы и готова ли наша страна к переработкам дизайна Balenciaga и Celine. 


Реклама

Последние кампейны Zara снимает Стивен Майзел. Это человек, который уже долгие годы сотрудничает с Prada, а также является автором всех знаменитых фэшн-съемок Vogue Italia. Снял Zara он так, как будто одежда от люксового Tom Ford.

Подобные имиджи и видео на огромных экранах, безусловно, влияют на вкус на восприятие моды у масс. Например, благодаря Mango все уже точно знают, как выглядит Кейт Мосс, а благодаря Sisley и Garnier — дочка Мика Джаггера.


Карьера

Это крупная компания, которая во всем мире славится своим персоналом. Несколько лет назад был опрос на тему того, где вам больше всего нравится обслуживание, так вот Zara опередила все масс-маркет бренды. 

Вопрос персонала и обслуживания — больной для нашей страны. Дело, безусловно, в менталитете. Наше представление о том, какой должна быть работа, немного романтизировано. Любая деятельность, где нужно работать с людьми, помогать им с выбором, что-то приносить и пробивать чек ассоциируется лишь с работой между университетом и, наверное, крупным бизнесом, не меньше. Но почему вместо того, чтобы быть лучшим продавцом-консультантом или любимым барменом посетителей заведения, люди часто выбирают быть очередным стартапером и звездой Instagram? Все работы важны, все профессии важны — как в детском стихотворении...

В Zara есть карьерный рост — это приятный пример для отечественного бизнеса.


Стиль

Многие говорят, что теперь все будут одинаковыми. Да, возможно, сейчас на улицах еще сильнее будут ощущаться тренды.

Но если раньше быть стильным, ярким, получать миллионы комплиментов, можно было, просто прикупив рубашку с вышивкой в Вильнюсе, которой ни у кого нет, то теперь любителям внимания и моды стоит чуть больше поработать. Сейчас на первый план выходит личный стиль, индивидуальность и характер. Ярких и интересных людей определенно станет больше на наших улицах, а это ведь тоже часть культуры и жизни города.

 

Автор: Майя Старовойтова

Фото: zara.com, google.com

Показать комментарии

  • Всё хорошо, но очень режет слово отшивать. Вроде оно и русское (?)…, но уж очень не лаконичное, грубое что ли...