Белорусские дизайнеры о ценностях, жертвах и табу

24 Ноября 2017 / 3178

Все статьи

Добавить в избранное

В любом творчестве и искусстве иногда приходится чем-то жертвовать или идти на компромисс ради исполнения заветной идеи. Бывает, это страшно, иногда неприятно, порой не воспринимается обществом. Fashionbank.by решил задать 7 вопросов белорусским дизайнерам — и сегодня они рассуждают о своих ценностях, табу и секретах успеха.

1. Что для вас значат мода и fashion-индустрия?


Апти Эзиев — Не создаю моду, поэтому не могу ответить на этот вопрос. Мода — это толпа, не вхожу в ее состав. К fashion-индустрии тоже себя не отношу, хотя другие, может, так и думают. Я просто молодой парень, который занимается созданием одежды для себя и очень узкого круга людей.


Ольга Кардаш — В первую очередь для меня это работа, которую я очень люблю. И я живу ею и готова ради нее действительно на многое. Мода — это моя жизнь.


Иван Айплатов — Еще полгода назад я, наверное, сказал бы, что мода для меня — это только бизнес. Сейчас я нахожу в этом больше свободы для себя и расцениваю моду как источник для реализации своих идей.


Светлана Петушкова — В моем случае fashion, скорее, не индустрия, а арт. Я творю и самовыражаюсь через дизайн одежды.


Татьяна Тур — Возможность говорить через одежду, доносить переживания и чувства от окружающего мира.

2. На что вы опираетесь при создании коллекции: на собственный вкус, предпочтения своей аудитории, тренды?

Апти Эзиев — Процесс создания одежды у меня обычно происходит так: включаю музыку на всю и творю, но, бывает, и в полной тишине без посторонних глаз. Как правило, есть определенная цель, например, выставиться на Неделе моды в какой-либо стране. На что опираюсь? Конечно, на свой тип мышления, образ жизни. За трендами не слежу и никогда не следил — кто их создал, чтобы под них плясать? Не понимаю, когда говорят, что в этом или следующем году в моде будет определенный цвет. Я на протяжении 10-летней профессиональной деятельности поступаю так: прихожу в бутик итальянских тканей, беру понравившуюся, и мне плевать, в тренде ли эти ткань и цвет. Я и есть тот, кто диктует свои правила, в которых нет правил!

Ольга Кардаш — На первом месте — практичность. Свобода выбора в одежде — это самое важное. Конечно, все мы живем в социуме и всегда остаемся в курсе событий, поэтому тренды никогда не проходят мимо.

Иван Айплатов — Мы живем в одном информационном пространстве, поэтому тенденции трудно обходить стороной. Даже если ты пытаешься им сопротивляться, они все равно повлияют на твое творчество. Чтобы были продажи, нужно не опережать тенденции, не отставать от них, а идти в ногу с ними.

Светлана Петушкова — В первую очередь на собственный вкус. За трендами масс-маркета я не слежу, но, конечно, у меня есть источники вдохновения. В интернете я отслеживаю кутюрные и авангардные показы. Интересуюсь творчеством фотографов. Меня привлекают смелые, не похожие ни на что образы.

Татьяна Тур — На свои ощущения. Все важное — в воздухе и окружении.

3. Что для вас в приоритете — творческое начало или продажи? Готовы ли творить вопреки стандартам?

Апти Эзиев — Делать из себя правильного мальчика и говорить, что занимаюсь только творчеством, а не продажами, не буду. Можно, конечно, лежать на диване и ждать, пока с неба свалится пачка денег — но такое пока не случалось со мной. На первом месте у меня творчество, без него не было бы моего имени. Стив Джобс перед смертью сказал, что он не признавался людям в любви, когда хотел, но заработал миллионы. Мой принцип — лучше в жизни получу правильные эмоции, буду счастлив, нежели буду находиться в вечной погоне за валютой. Касательно стандартов, они есть, например, во взаимоотношениях с людьми: уступить место в транспорте старшему человеку, пропустить вперед или помочь пожилому. Все, что касается дизайна, — здесь нет рамок, я против стандартов.

Ольга Кардаш — Самый лучший комплимент для дизайнера — это когда люди хотят купить то, что ты придумал. Любая идея, пока она не воплощена, останется просто идеей. Моя задача — решить, какая из задумок является лучшей для воплощения в реальность. Но если в первую очередь думать о продажах — на этом творчество закончится. Если говорить о стандартах, то каждый выбирает свое направление: pret-a-porte, авангард, haute couture… В рамках нашей страны авангард может существовать лишь как хобби, ведь конечного потребителя такое направление найдет еще нескоро. В моем вкусе и моем мире нет нужды идти вопреки стандартам, я развиваюсь в направлении pret-a-porte.

Иван Айплатов — В идеале в приоритете, конечно, продажи. Но в данный момент у меня период, когда хочется больше заниматься творчеством. Я не знаю, что такое стандарты и отказ от них в мире моды. Это ошибочное мнение, что, например, Маккуин был нестандартен: он делал провокационные вещи, чтобы быть продаваемым и в нише масс-маркета. Андрей Бартенев воспринимает моду как искусство, как инсталляцию, но тоже для того, чтобы быть продаваемым. Эпатаж в мире моды — лишь инструмент для увеличения продаж.

Светлана Петушкова — Творческое начало. По образованию я художник и остаюсь художником. Мне проще продать одно произведение искусства за высокую цену, чем конкурировать с сетевыми брендами. Я сразу выбрала такой путь — отказ от стандартов.

Татьяна Тур — Говорить о единых стандартах — немыслимо, скука несусветная. Столько красок вокруг, пусть у каждого останется возможность выбора. Я полагаюсь на свое восприятие. У меня особые отношения с одеждой, и люди, приобретающие вещи, часто говорят об их сильной энергетической наполненности и душевности. С каждым свитером и платьем у меня романы, пою над ними песни, когда вышиваю, а перед тем, как отдать, глажу и прощаюсь, как с чем-то родным.

4. Как часто в своей работе вам приходится идти на компромиссы или чем-то жертвовать?

Апти Эзиев — Каждую вещь я делаю в одном экземпляре, поэтому бывают случаи, когда клиент хочет точно такую же модель — например, пальто. Приходится идти на компромисс, вносить обязательно хоть небольшие корректировки в дизайне, чтобы и это пальто было уникальным. 

Ольга Кардаш — На первом месте для меня всегда стоит качество, поэтому им я никогда не буду жертвовать. Единственное, чем могу пожертвовать, — это собственным временем. Но, как говорится, я люблю свою работу, я приду сюда в субботу и, конечно, в воскресенье.

Иван Айплатов — На компромиссы приходится идти часто, потому что нигилизм в моде всегда приводит к уменьшению продаж. Если мы говорим о моде как о бизнесе, то искусство вторично. Художнику в fashion-индустрии необходимо идти на уступки. Отсутствие необходимых материалов или ограниченность в сырье или информации всегда рождают интересный продукт. Когда у тебя возникают какие-то рамки, ты начинаешь больше думать, размышлять, создавать. Очень просто взять красивую ткань и сделать из нее красивую вещь, а вот из сомнительного материала создать шедевр — это настоящий путь воина в сфере дизайна.

Светлана Петушкова — Часто приходится упрощать свои идеи — например, в Беларуси нет возможности печатать авторские принты на тканях (я говорю про полноценное запечатывание рулона). Хотелось бы поработать на 3D-принтере. У нас скудный выбор материалов, приходится ездить за тканями в Европу, а там цены выше. И сама школа шитья у нас сильно отстает, мы не знаем новейших технологий. Сложно найти мастера, готового на эксперименты.

Татьяна Тур — Жертвы лишь во благо делу — всегда в пользу натуральных тканей и пряжи, а не дешевизны. Не пожертвую идейностью коллекции ради продаж, а также не откажусь от ручного подхода и уникальных сложных приемов ради штампованности и количества.

5. Есть ли у вас разделение на модные «за» и «против», «хорошо» и «плохо»?

Апти Эзиев — Никогда не шил изделия, применяя желтый цвет. Максимум — это песочный, и то, это было сложно для меня. Не работаю с мехом. Некоторые клиенты просили дополнить кожаную куртку меховым воротником, но получали отказ, так как это был бы уже не мой почерк.

Ольга Кардаш — Мне сложно сказать, что я против чего-то, я всегда за что-то новое. С недавних пор обожаю рубашки — и меня иногда нужно останавливать в рамках количества моделей.

Иван Айплатов — У каждого человека есть свое «пошлое» и «непошлое», свои каноны и критерии, по которым он выстраивает свой мир. Я, например, не трогал бы религиозную тему в сфере творчества. Хотя у меня есть некоторые слоганы на эту тему.

Светлана Петушкова — На тренды не обращаю особого внимания. Для человека со своим стилем я создаю вещь в единственном экземпляре — например, мою одежду носит Жанна Агузарова. Зато сама я в жизни одеваюсь казуально.

Татьяна Тур — Само понятие модности не является для меня ключевым и решающим. Если изделие выходит антивременным — это удача! Гораздо важнее не придерживаться всех скоротечных тенденций, а найти свой неповторимый стиль.

6. Расскажите о своих табу в работе.

Апти Эзиев — Я против бисера, пайеток: это слишком девчачья тема. Не делал бы показы, призывающие к распитию алкоголя, курению. Не показывал бы в своих рекламных кампаниях расизм — в моих показах и шоу всегда участвуют люди разных национальностей. У человека нет нации, он не выбирает родителей, он сын всей планеты, а бирка «нация» — это всего лишь для управления стадом. Я не делал бы показ нижнего белья: с точки зрения религии для меня это недопустимо.

Ольга Кардаш — Я не буду работать с детским ассортиментом. Не скажу, что это табу, но на данный момент это для меня не интересно. И, конечно, мое табу — это некачественные материалы.

Иван Айплатов — Невозможно сказать на сто процентов, что в моем творчестве есть какие-то табу. Есть разные периоды в моей жизни: когда-то я мог сделать что-либо в творчестве, а сегодня мне кажется это неприемлемым. Даже после выхода каждой коллекции мне хочется сразу многое в ней поменять.

Светлана Петушкова — Совершенно не разделяю взглядов некоторых маркетологов, называющих продукты нефтепереработки «экокожей» (этот материал действительно редкий и эксклюзивный). Главное табу — быть жертвой навязанных мнений.

Татьяна Тур — Копирование, а не поиск своего. Я за самовыражение, за разность и неповторимость. Не стану делать показ, не подумав о декорациях и общем настроении: очень хочется погружать зрителя и превращать его в соучастника. Люблю, когда приходится работать с близкими по духу моделями — ту самую девочку могу встретить на улице. Нравится, когда есть особый неповторимый шарм и глубокий взгляд.

7. В чем, на ваш взгляд, заключается успех дизайнера?

Апти Эзиев — В почерке — читабельном и узнаваемом. Даже если тебя начнут копировать, то все будут знать, откуда ноги растут. Успех — это когда создал свой собственный стиль и его полюбили!

Ольга Кардаш — В продажах. Если твою коллекцию хотят покупать и носить — это и есть успех. И речь идет не столько о единичных покупках, а о постоянных благодарных клиентах, которые покупают и возвращаются.

Иван Айплатов — В количестве довольных вернувшихся клиентов.

Светлана Петушкова — Для меня это стать настоящим кутюрье и состоять в Парижской палате высокой моды.

Татьяна Тур — Успех будет обеспечен, если человек находится на своем месте, горит делом и не перестает развиваться и самообразовываться. Также полезно учиться разделять полномочия и работать в команде. Не помешает выделить свою аудиторию и направление, в котором станет двигаться бренд, формировать свой особый почерк. Ты — то, что ты делаешь. Мир. Тур. Май.


Автор: Алеся Мешкуть

Фото: личный архив героев

Показать комментарии

  • Отличная статья! И какие они разные, как и их творчество!!!
  • Спасибо! Пора делать вторую часть с другими дизайнерами!) У нас талантов хватает!