Как выжить в школе ребенку с плохой памятью?

12 Октября 2017 / 1756

Все статьи

Добавить в избранное

Что делать, если у вашего ребенка память не очень? Пересказать текст, выучить стих, запомнить формулу — все это требует огромных усилий со стороны самого ребенка и, конечно, родителей. Вместо упреков и криков начните прямо сегодня развивать память своего сына или дочери, а заодно и свою. Наши эксперты расскажут о нескольких действенных приемах.

Оксана Ткачук

Руководитель детского учебного центра развития Advance

— Для начала протестируйте ребенка на все виды памяти. Так вы узнаете, какую конкретно память — слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную — надо подтянуть.

Если самая плохая память — слуховая, то тренируем ее. Для этого используем игры. Причем даже тогда, когда едем в машине, или гуляем по парку, или просто идем в школу. Выбрали любую тему, например, «Овощи». Вы говорите: «Огурец». Ребенок повторяет ваше слово и называет новое: «Огурец, помидор». Потом снова вы: «Огурец, помидор, баклажан». И так по одному слову все время увеличиваем. При этом тренируется не только слуховая память, но и увеличивается объем памяти.


Чтобы включить момент соревновательности, напишите на бумажке первые десять слов, которые пришли вам на ум. То же самое делает ребенок, или он говорит, а вы записываете за ним. После этого поменяйтесь бумажками. Посоревнуйтесь, кто больше слов вспомнит из своего списка.

Заучивать стишки тоже полезно, но, конечно, не через силу. Надо вносить какой-то элемент, чтобы у ребенка было внутреннее желание, например, скажите: «Давай выучим стишок, а вечером расскажем папе, он так обрадуется». И папу обязательно подготовьте, чтобы он как-то поощрил за этот стишок или хотя бы похвалил.

Ольга Дубровская

Директор детского интеллектуального клуба «Инсайт»

— Память очень сильно связана с вниманием.

«Когда тренируем внимание, мы тренируем и память».

Вот несколько простых упражнений, которые помогают развить устойчивость внимания у ребенка.

Таблица с буквами


Чертим табличку на две ячейки. Сверху может быть любая буква, а снизу — только три: или Л, или П, или О. Л означает, что нужно поднять левую руку, П — правую, О — обе руки. Ребенок называет верхнюю букву и одновременно поднимает указанную руку: правую, левую или обе. Делается целая табличка, которую нужно прочитать и при этом сохранить устойчивость внимания. Можно усложнить: поднимать не только руку, но и ногу. Тогда в таблице будет три ячейки с тремя буквами.

Радуга


На первый взгляд, простая задача, которая, однако, получается не у каждого взрослого. Напишите названия цветов радуги разными цветами. Например, красный — красным фломастером, оранжевый — оранжевым и т.д. Задача ребенка не читать название, а называть цвет, которым написано слово.

Черно-красная таблица


Рисуется таблица, в которой в хаотическом порядке размещаются числа от 1 до 12 черным цветом и от 1 до 12 — красным. Ребенок ищет единицу красную и единицу черную, потом отыскивает число два — красное и черное и т.д. Это легкий вариант. В усложненном варианте можно называть так: один — красное, двенадцать — черное, два — красное, одиннадцать — черное и т.д.

Точки 


Это упражнение хорошо развивает зрительную память. Чертим таблицу четыре на четыре клеточки. Детям третьего, четвертого класса можно сделать таблицу пять на пять и больше. У ребенка должен быть такой же вариант таблицы. Расставляем точки по таблице — где-то пять штук; ненадолго, буквально на пять секунд, показываем ребенку, а потом закрываем таблицу. Ребенок сразу же на своем листочке наносит эти точки. Можно усложнять: писать разные цифры, фигуры, буквы.

Кристина Матучик

Тренер академии развития интеллекта Smartum

— Во всех мнемонических приемах, которые мы предлагаем на нашем курсе, используем образное мышление.

«Родителям обязательно стоит развивать воображение у своих детей».


Например, играя в игру, которой увлекался еще Леонардо да Винчи. Смотрим на абстрактные картинки, кляксы, подтеки, пятна и пытаемся определить, на что это похоже. Можно точно так же задействовать облака. Все это тренирует наше правое полушарие, помогает формировать ассоциации, благодаря которым потом можно легко запоминать тексты, даты, имена, цифры.

Тексты

Например, ребенку нужно выучить параграф по истории. Берется любая картинка, пусть даже обложка учебника, и на нее «насаживается» информация, которую надо запомнить. Придумывается история, которую ребенок вспомнит даже через много лет, просто глянув на эту картинку. Фокус в том, что ребенок составляет какую-то свою историю, где задействуются нужные для запоминания даты, имена, события. Все это стимулирует воображение: глядя на картинку, ребенок воображает, что с ним что-то происходит, и потом, спустя долгое время, с легкостью пересказывает текст.

Стихотворения

Стихи тоже легко и быстро запоминать через картинки. Абсолютно любая картинка может висеть в классе, хоть иллюстрация к правилам пожарной безопасности. Например, ребенок учит «У Лукоморья дуб зеленый». Он представляет, что за спиной этого мальчика с плаката по пожарной безопасности есть огромный дуб. То же самое проделываем со следующей строчкой. Как правило, 3–4 столбика можно выучить минут за 10.


А потом картинка вспоминается сама, ее даже не надо видеть перед глазами. Просто достаточно помнить, что это стихотворение применено к плакату с пожарной безопасностью, вспомнить мальчика в желтых ботинках, за ним было дерево — и все, картинка сама всплывает.

Цифры

Для запоминания цифр используется методика, которая присваивает каждой цифре свой образный код. Для всех детей мы даем одинаковые образы. Для цифры 1 — это стрела, для цифры 2 — лебедь, у шестерки — это замок. Скажем, мне нужно запомнить 126. Я представляю, что стрела летит в лебедя, попадает в него, никого не убивая, а на стреле болтается замок. Все, у меня это связалось в целую картинку, я вижу эту стрелу, лебедя и замок и вспоминаю, что это 126. Дети после осваивания этой методики легко запоминают даты, дни рождения, номера машин, телефоны, адреса, пин-коды и пароли.

Имена

Есть метод, который очень облегчает запоминание имен и фамилий. Для этого нужно связать внешность человека и его инициалы. Например, меня зовут Кристина. Кто-то посмотрит на меня и представит: если она руку так поставит, а ногу так, то получится буква К. И вот ты уже запоминаешь, что конкретно этот человек у тебя ассоциируется с буквой К. Это один из методов, а таких масса.

      

Автор: Валерия Анис

Фото: buzzfeed.com, 2x2tv.ru, bindingofisaac.com

Показать комментарии