Как выстраивать взрослые отношения с ребенком

28 Апреля 2017 / 926

Все статьи

Добавить в избранное

В процессе воспитания детей наступает момент, когда пора выстраивать взрослые отношения. В каком возрасте перейти эту грань и как воспитать в ребенке личность, Fashionbank.by разбирается вместе с психологом Татьяной Черемухиной.

Большую часть времени дети проводят в детском саду, на развивающих занятиях, в школе. Однако семья — главный институт воспитания для ребенка. Какие бы педагоги и воспитатели ни занимались с вашим чадом, личность формируется благодаря родителям. Вот несколько лайфхаков для зарождения взрослых отношений с ребенком:

  • развивайтесь вместе с ребенком. Детям важно осознавать, что вы с интересом вовлечены в процесс игры или обучения. Родителям развиваться никогда не поздно, а ребенок будет знать, что вы не только «родитель», но и единомышленник;
  • воспитывайте ребенка, опираясь на личный пример. Такой метод действует намного эффективнее, чем нравоучения;
  • общайтесь с ребенком на равных. Процесс воспитания в дружеском ключе развивает в ребенке доверие и чувство важности;
 
  • крепкие взрослые отношения с ребенком начинаются с авторитета. Будьте примером для своего чада, тогда оно захочет на вас равняться;
  • не развивайте у ребенка комплекс неполноценности. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми и подавлять его.
  • с раннего возраста не ограничивайте малыша в плане физического труда. Пусть это будут мелочи, но ребенок будет осознавать, что вы разделили и доверили ему домашние дела.
 

— Как влияет детский сад и развивающие кружки на становление ребенка?

— Ребенок, который посещает детский сад, получает бесценную возможность общения со сверстниками и достаточное время для совместных игр. Это позволяет развиваться и физически, и интеллектуально, и психологически. Так, например, дети в коллективе приобретают социально-психологические навыки, которые будут необходимы для дальнейшей жизни: умение знакомиться и присоединяться к играющим детям, способность различать свое эмоциональное состояние и собеседника, проявлять инициативу, делиться и т.д. Дети, которые адаптированы к детскому саду, часто не хотят вечером домой и просят еще немножко поиграть.

Кроме этого, ребенок в детском саду получает опыт соблюдения правил и произвольной регуляции своего поведения, что является важным компонентом готовности к школе.

 

Если по каким-то причинам ребенок не может адаптироваться к детскому саду или есть медицинские противопоказания, не стоит отчаиваться. Современная образовательная среда для дошкольника предоставляет массу дополнительных возможностей: частные центры развития с кружками на любой вкус, но пользоваться ими надо с умом.

 

Не стоит забывать о том, что ведущая деятельность ребенка — игровая, и у него просто нет необходимых психических новообразований для того, чтобы посещать занятия, которые по способу организации напоминают занятия в начальной школе: сели за столы и не отвлекаемся, внимательно слушаем и начинаем осваивать основы математической логики. В первую очередь ребенку будут полезны занятия, которые органически вписываются в его основную деятельность: творческие, игровые, театральные. Но почему-то как раз эти занятия не особо по душе родителям. Частая картина: на развитие познавательных процессов и логики — полные группы, а на кружок по рисованию — один-два ребенка, так как есть мнение, что «ерунда» все это, «баловство», пользы нет никакой. А отсутствие у ребенка должного опыта игровой деятельности и чрезмерный упор на интеллектуальное развитие в ущерб игре приводит к не очень приятным последствиям: страдает развитие эмоциональной сферы, воображения и способности творить. Ребенок теряет спонтанность и как будто немного «гаснет».

Длительные прогулки с лазанием по всему, на что можно залезть без риска для жизни, творческие занятия и гимнастический уголок дома, на котором обязательно с папой можно учиться подтягиваться или висеть на кольцах, необходимы ребенку. Ради этого стоит отказаться от кружка по французскому языку или изучения основ математической логики!

 

— В каком возрасте родители должны начать выстраивать взрослые отношения с ребенком?

— Границы подросткового возраста достаточно неопределенные. Согласно терминологии Фонда ООН, в области народонаселения подростки — лица в возрасте 10-19 лет (ранний подростковый возраст — 10-14 лет; поздний подростковый возраст — 15-19 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже. Это происходит тогда, когда самыми важными людьми для подростка становятся сверстники, когда он свергает и критикует авторитеты, выполняет взрослые дела, например, начинает зарабатывать деньги. И именно в этот период перед родителями встает задача по изменению отношения к ребенку. Благодаря этому переход подростка из мира ребенка в мир взрослого значительно облегчается.

 

Случается, что родителям сложно выбрать из двух противоположных желаний: «Хочу, чтобы слушался меня и был покладистым» (это привычно и спокойно) и «хоть бы повзрослел быстрее, стал ответственным» (тревожно, но вполне естественно).

Один из первых шагов, который родителям важно осуществить, — учитывать мнение ребенка по вопросам жизни семьи и собственных интересов. Это как пропуск в мир взрослых. Очень важно доверие со стороны родителей: оно рождает у подростка ощущение «Я могу!».

 

— Как правильно выстроить воспитание ребенка, чтобы не держать его в иллюзорном мире родительской безопасности?

— Сразу вспомнился яркий случай, рассказанный коллегой. Семья обратилась за консультацией по поводу тяжелой адаптации ребенка к школе. В процессе знакомства выяснилось, что мальчик не посещал детский сад, а дошкольные годы провел с бабушкой. Она любила внука, и во время игры бабушка всегда поддавалась и проигрывала. Настало время идти в школу, а бабушек туда не пускают! Даже представить сложно накал чувств, с которыми пришлось столкнуться этому первокласснику. Так что родительская иллюзорная безопасность иногда может быть очень даже «иллюзорной» и совсем даже не безопасной.

 

Взрослым важно уметь отделять собственный жизненный опыт, страхи и тревоги от той жизни, которая есть у ребенка и которую ему предстоит прожить. Если маму в детстве несправедливо обижали сверстники, это не означает, что так же будет у ребенка. Важно доверять детям, позволять им принимать маленькие, но самостоятельные решения. Не допускайте того, чтобы дети жили в плену ваших страхов.

 

На эту тему:

Стресс у детей

Какой воспитатель — такое и воспитание. Каждый ребенок в первую очередь нуждается в адекватном взрослом рядом с собой. Так что начинать воспитание родителям надо с себя. У них должны быть сформированы безопасная картина мира, умение доверять людям, слышать других и принимать себя, ощущение своей ценности и значимости, а отсюда и ощущение внутренней силы. Чтобы не было необходимости придумывать ребенку какой-то специальный безопасный мир, а просто стараться постепенно расширять для него границы настоящего мира, в котором он живет.

Фото: shutterstock.com, mymodernmet.com, helpyourchildlew.blogspot.com, barefootblonde.com,shop.mango.com, hellofashionblog.com, littlepinkmonster.com, smudgetikka.com


Автор: Екатерина Пирожок

Показать комментарии