Как дети делают бизнес в Беларуси

10 Февраля 2017 / 1601

Все статьи

Добавить в избранное

Дети тоже умеют делать бизнес. Во многих странах это уже стало обыденным явлением. Подростки придумывают интересную идею и берутся за ее осуществление: начинают с открытия своего дела, интенсивно работают и получают свой первый доход. В нашей стране школьники также могут научиться азам предпринимательства. На платформе бизнес-клуба IMAGURU организовали Школу предпринимательства TeenGuru для ребят 12-17 лет. Программа помогает развивать понимание бизнес-процессов, коммуникативные навыки. Менеджер проекта Надежда Путято подробно рассказала о том, чем именно занимаются дети в TeenGuru и какие у них планы на будущее.

Научить предпринимательству могут только учителя-практики

 

Занятия в TeenGuru отличаются от школьных: вместо стандартных уроков с детьми у нас интерактивные мастер-классы и никаких учителей-теоретиков. Только практики! Кто может научить предпринимательству? Не тот человек, который теоретически знает эту сферу, но при этом не заработал ни доллара, не запустил ни одного проекта, а тот, кто уже много лет занимается бизнесом, живет этим. Это, например, Юрий Зиссер — основатель портала TUT.BY — или Сергей Метто — директор компании ПОДО «Онега».

Как проходит обучение детей?

Начинался проект с интенсивов на школьных каникулах. В течение недели ребята погружались в мир бизнеса, знакомились с разными профессиями, такими как маркетолог, финансист, пиарщик. Дети ходили на экскурсии в известные белорусские компании. Мы видели, насколько это интересно школьникам, как им хотелось узнавать всё больше и больше информации. 

 

Позже появилась Школа предпринимательства — программа, которая длилась уже 4 месяца и состояла из 6 блоков: бизнес-план, маркетинг, финансы, менеджмент, продажи и переговоры, продвижение в интернете. Сейчас курсы длятся 9 месяцев: с сентября по май либо с февраля по декабрь. Был добавлен юридический блок, т.к. часто не хватает знаний именно в этой сфере. Например, если открывать свое дело, то какую форму собственности выбрать? 

 

Во время обучения подростки работают над своим бизнес-проектом. Продумывают его до мелочей, начиная от бизнес-модели и заканчивая финансовой стратегией. Когда смотришь на 14-летних ребят, которые рассказывают тебе про аутсорсинг, маржинальность и бенчмаркинг, когда их любимой темой является теория 4Р маркетинга и они с легкостью отвечают на каверзные предпринимательские вопросы от именитых бизнесменов и профессионалов, тогда начинаешь понимать, что тебя ждет хорошая старость. Вот оно будущее — прямо перед тобой. И оно без сомнения светлое!

 

На занятиях мы также даем ребятам решать кейсы, где моделируется ситуация, в которую будущие бизнесмены могут попасть в реальной жизни. С помощью кейсов наши ученики пробуют себя в разных ролях, учатся принимать решения и работать в команде. 

Летом 2016 года у нас проходил SUMMER CAMP — «СТАНЬ №1». Ребята узнали, что такое личный бренд, научились ставить перед собой цели и пошагово планировать их достижение. Кроме наших менторов-практиков на курс были приглашены Георгий Колдун и Дядя Ваня. Также подростки ходили на экскурсии на телеканал ОНТ и радиостанцию «Юнистар». Было очень интересно!

Готовые стартапы от юных бизнесменов

 

У школьников есть хорошие идеи, над которыми они сейчас работают. Некоторые команды уже находятся на стадии прототипирования. Один из интересных проектов — приложение Foodcheсk, которое выявляет противопоказания у человека к некоторым продуктам питания. Пользователь изначально заполняет карту о себе (например, у меня сахарный диабет или аллергия на лактозу) и уже в магазине проверяет еду на наличие противопоказаний. 

Еще одно приложение, которое разработали девочки, называется Your Drobe. Идея такая: один раз «чекаешь» всю имеющуюся у тебя одежду, а затем приложение в зависимости от того, куда ты идешь, какая погода на улице, советует look. Или, например, у тебя есть классная майка, а приложение подберет к ней джинсы и укажет, где и за сколько их можно купить.

Кто учится в TeenGuru?

Ребята, которые здесь учатся, чаще всего имеют активную жизненную позицию, желание что-то делать, получать новую информацию. Иногда они скрывают свой потенциал, но у нас проявляют его в полной мере. Это дети, которые умеют задавать вопросы. Ведь у современных подростков существует такая проблема: отсидели два часа на каком-то кружке и ушли, ничего для себя не взяв. В TeenGuru процесс обучения — это диалог. Подростки общаются с менторами, активно участвуют в обсуждениях. 

 

Здорово, когда приходят дети с уже хорошо развитыми лидерскими или коммуникативными качествами. Но еще круче, когда дети раскрываются на курсах. Например, летом к нам пришла девочка, которая боялась выступать на публике. Человеку, который бы случайно зашел к нам на занятия, показалось бы, что ей совсем не интересно слушать и она приходит только посидеть. Но в конце занятий она садилась и обсуждала с нами прошедшую тему, задавала вопросы. И раз за разом возвращалась на наши курсы. Для нее это был большой шаг — раскрыться, начать выступать и высказывать свою точку зрения. Но со временем она это сделала, и теперь ее не отличить от остальных активных тингуровцев. Для нас это наилучший показатель, когда происходят такие изменения. И дети, которых было сложно заинтересовать хоть чем-то, позже хотят учиться еще и еще.

«Есть идея — начни ее осуществлять!»

Мы хотим, чтобы дети не просто учились предпринимательству, но и чтобы между ними образовывалось сообщество. Чтобы они общались, делились идеями и, конечно же, продолжали работать над своими проектами и после завершения обучения. Ведь взрослые предприниматели верят в них! Например, один из инновационных проектов ребят — это стельки с подогревом Termal Step. Это не просто интересная идея, это проект с хорошо продуманной технологией! 

 

У подростков множество классных идей, у них горят глаза, они хотят что-то делать. На одной из пресс-конференций на вопрос: «Что бы вы посоветовали своим ровесникам?» — они ответили:

 

Не сидеть на месте, а действовать! Есть идея — начни ее осуществлять. Не получилось? Пробуй второй, третий, десятый раз — и в конце концов всё получится

 

Белорусское образование не соответствует амбициям детей

Образование должно быть ориентировано на ребёнка. Мы уже не можем поглощать информацию, как раньше. Если когда-то в учебниках была какая-то недоступная информация, то сейчас все можно найти в интернете. Можно использовать обратный процесс обучения: дети дома изучают материал, а в школе обсуждают и задают вопросы.

 

Эффективны и занятия в формате проектов: ставится глобальная цель, и ребенок самостоятельно либо в команде (даже в процессе изучения разных предметов) её достигает. Например, мне нравится вариант одной западной школы. Там изучение английского языка построено на проектной работе. Ребята могут прочитать одну любую книгу на английском языке без ограничений по сложности и объему. Далее им выдают список заданий разной степени сложности: легкие, необычные, творческие. Например, создание и исполнение саундтрека к книге. И на занятиях они презентуют свою домашнюю работу. 

Система оценок не очень эффективна в том виде, в котором она есть сейчас. Оценивать нужно не то, насколько ребенок может усвоить материал по отношению к другому ребенку, а, скорее, именно личный рост конкретного школьника. В Беларуси есть школа для детей дипломатов, где нет оценок ниже максимума. Почему? Пока они не пройдут материал до знания максимума, они дальше просто не двигаются. 

Тенденция заключается в том, что дети видят, насколько белорусское образование не соответствует их амбициям. Большая часть хотела бы учиться за границей, что очень грустно, поскольку талантливые люди могут просто уехать и не вернуться.

Фото: shutterstock.com, из личного архива TeenGuru


Автор: Ника Пищик

Показать комментарии