Танцуй: контемп

01 Ноября 2016 / 254

Все статьи

Добавить в избранное

Балетмейстер Ирина Широкая – о психологии контемпа, босых ногах и невозможности «тупо попотеть» на тренировке.

Детали

  • Обувь

 

Контемп узнают по босым ногам. В танце важно сцепление с полом. Скользкая обувь не позволяет правильно держать вес. Нельзя выделить одну часть тела, которая задействована в танце контемп. Это зависит от педагога: некоторые учат танцевать руками, другие с инерцией и падением, я танцую тазом.

  • Одежда

 

Для танца контемп следует выбирать максимально удобную и практичную одежду. Поначалу ученики приходят на тренировки в красивой одежде, купленной в специализированных магазинах. Но спустя время понимают, что более разумным выбором будет подыскать что-нибудь в second hand. Мы много работаем на полу с падениями и силой трения, поэтому одежда протирается. На занятиях главное не эстетическая составляющая, а комфорт.

История танца контемп

Существует много версий происхождения контемпа: некоторые считают, что он появился в 50-х годах на Западе. Другие источники называют родиной этого танца Америку и Центральную Европу. Есть и восточная версия, согласно которой контемп выделился из восточных практик – цигун и йоги. Танец в стиле контемпорари включает в себя элементы из джаз-модерна, балета, классической хореографии, боевых искусств, актерского мастерства.

Психология контемпа

 

Это очень личная хореография. Даже базовые техники являются сугубо авторскими. Контемп называют танцем души, потому что он помогает раскрыть личность через пластический потенциал. В современной хореографии большой акцент делается на поиск индивидуального стиля. Контемп может быть одновременно исполнен в нескольких техниках: партер (танец на полу), вертикальный (в положении стоя), в паре (с партнёром). Когда специалисты оценивают качество исполнения танца контемп, то имеют в виду не столько технические навыки, сколько психологическую сторону.

Кто приходит заниматься

Записываются очень разные и очень творческие ребята. Принимаем людей с любой комплекцией, со временем они все у нас становятся стройными. Направление контемп наиболее популярно среди старшеклассниц, студенток и молодых девчонок до 25. Парней и девушек в группах примерно поровну. Встречаются совершенно замкнутые и меланхоличные ученики, а есть неудержимые холерики. Главное, чтобы люди знали, куда они идут. Изначально всех привлекает визуальная составляющая танца контемп. Но в течение первых двух месяцев отсеиваются ребята, которым не подходит хореография, не ограничивающаяся физическими нагрузками. Моя главная установка на занятиях: «Включайте мозги, вы не просто группа “Здоровье”». С каждым годом к нам приходят всё более осознанные ребята, которые хотят эмоционального выхлопа, помимо физической составляющей.

Как влияет на тело

 

Так как танец контемп - авторский, каждый педагог решает, на чём акцентировать работу. От этого разнится музыка, активность частей тела. Я работаю с тяжёлым тазом, учу взаимодействовать с партнёром, а ещё усложняю танец элементами и музыкой – мне нравится грув. Некоторые педагоги танцуют более мелодичные истории под джаз. Они развивают осанку, силу ног, активно задействуют стопы. В студии Skyline есть хореограф, который работает с мелкой техникой: в одну музыкальную восьмерку он умещает максимальное количество элементов – танцоры из этой группы прекрасно тренируют координацию. Ученики изначально знакомятся с программой каждого педагога и выбирают, к кому идти.

Психологические задачи для тела

Задать задачу – наиболее сложный момент в контемпе. Задачи бывают самые разноплановые: представьте, что тело опустошается, остается только сознание, как вы будете действовать? Или такая задача: описать телом все предметы, которые находятся в комнате. С помощью танцевальной лексики исполнитель должен реализовать задачу так, как он себе это представляет. А можно задать стоять пару минут в обнимку с посторонним человеком. То, как тело танцора откликается на ту или иную задачу, очень интересно раскрывает саму личность. В современной хореографии не может быть неправильного исполнения, оно всегда разное.

Индивидуальность

В современных танцах все знают отдельных танцоров, а не коллективы. Если люди выступают коллективно, это говорит о том, что они прошли вместе серьёзную школу, проделали работу, чтобы почувствовать друг друга. Недостаточно записаться в группу к хореографу, безукоризненно повторить за ним все движения и таким образом познать современный танец. В контемпе важен личный опыт и возможность нащупать собственное исполнение. Интересно наблюдать за людьми, которые никогда не танцевали ранее. Они самовыражаются через хореографию и делают это очень самобытно и живо.

Внутренний фокус

 

Внутренний фокус помогает подходить к танцу осознанно. Это заимствовано из восточных практик. В идеале контемп надо танцевать в зале без зеркал. Когда танцор смотрит в зеркало, он замечает отражение другого человека, его движения и соотносит его со своими. А если нет зеркала, исполнитель танцует так, как чувствует именно он – это и есть внутренний фокус.

Центр тела

 

В контемпе исполнители много работают с центром тела. Его легко найти, если положить два пальца ниже пупка. От него стартуют все импульсы в танце. Центр тела помогает проследить взаимодействие с другими людьми и перемещение веса в пространстве.

Подходы к преподаванию

Первые два года я не мучаю людей психологическими задачами, а обучаю их пониманию тела. Я хочу, чтобы мои ученики не копировали движения преподавателя, а осознанно понимали, что происходит в их теле. Мы работаем над растяжкой, прессом, шпагатом, разучиваем класс – набор основных движений танца в стиле контемпорари. За год-полтора люди приходят к осознанному движению. Когда ученики готовы импровизировать – это сигнал для преподавателя, что работа прошла не зря.

Выход из зоны комфорта

 

Современная хореография сложна тем, что танцоры постоянно находятся в зоне дискомфорта. Недостаточно просто пропотеть и проделать комплекс физических нагрузок. Танец в стиле контемпорари приносит удовольствие, в первую очередь, это работа сознания. У меня есть группа ребят, которые работают со мной уже 4 года. Нам очень комфортно танцевать вместе, но я хочу отдать их другому педагогу, чтобы тот вновь вывел танцоров из зоны комфорта. Только при таком условии в современной хореографии возможно развитие.

Где себя показать 

Ежегодно мы проводим вечер современного танца «Теплообмен» в Минске, куда приглашаем коллективы со всей Беларуси. Приятно замечать, как исполнители с каждым годом прогрессируют. В стране совсем немного танцоров в стиле контемпорари, мы все варимся в одном котле и знаем друг друга. Почему танец контемп не слишком распространен в Беларуси? Наверное, потому что это слишком уж сложная тема для массового потребителя.

Сколько стоит

Занимаемся 2-3 раза в неделю по полтора часа. Оптимальное количество человек в группе – до 10, хотя встречаются и по 18. Стоимость занятий для новичков в моей студии – 65 белорусских рублей в месяц, основной состав платит символическую сумму только для аренды зала, то есть с каждым годом обучения стоимость для танцоров снижается. Некоторые ребята одновременно занимаются с разными педагогами. Наши ученики – очень творческие люди. Мне понятно, почему они ищут себя с разными хореографами – ребятам хочется максимально раскрыть свой потенциал и взять по чуть-чуть от каждого специалиста. Но на первых парах лучше все же брать базу у одного педагога. Я не против того, чтобы ученики занимались еще у кого-то. Главное, чтобы не получилось too much.

ФОТО: shutterstock.com, Елена Коровашкина.


Автор: Виктория Ковальчук

Показать комментарии