Самооценка ребенка: как повысить

26 Ноября 2016 / 519

Все статьи

Добавить в избранное

Внешний вид родителей, высказывания взрослых, медийные образы, мнение сверстников — всё это с раннего возраста формирует у ребенка понятие красоты и его самооценку. Как с детства развивать вкус и что делать, чтобы ваш ребенок полюбил и адекватно воспринимал свою внешность, Fashionbank.by поговорил с психологом Еленой Араниной.

Влияние внешности на самооценку

Внешность — это очень субъективное понятие, которая играет большую роль в формировании самооценки. Для кого-то маленький рост — это красиво, а для кого-то — трагедия всей жизни. Оптимально, если мы вообще не будем обсуждать внешность ребенка, лишь его аккуратность, например, или уместность его гардероба.

Не надо фокусироваться на том, что вам кажется недостатком ребенка. Для одного — это недостаток, для другого — достоинство или преимущество. Бывают недостатки внешности, которые воспринимаются такими только в определенном окружении. Например, мальчик очень стеснялся в школе своего слишком высокого роста. Потом его семья съездила на экскурсию в Швецию, где высокий рост является нормой и обычным явлением, и ребенок успокоился на этот счет.

Если вы будете говорить своему чаду: «Вот бы только ушки тебе подправить» — он зациклиться на этом и его самооценка упадёт. Ему будет казаться, что если на него кто-нибудь смотрит, то именно на его уши. Ребенок будет их постоянно закрывать, теребить, и движениями еще более привлекать внимание к ним.

На эту тему:

Надежда Курак

Дразнилки из-за внешности: как помочь детской самооценке

Если ребенка дразнят в школе из-за особенностей внешности, стратегия будет другой.

Снять эмоциональное напряжение ребенка.Контакт со взрослым у него должен быть тесным, ребенок должен иметь возможность выговориться. Не говорите ему: «Не переживай, всё нормально». Это некорректная фраза. Пусть выплачется, расскажет, за что его обзывают, дразнят.

Выяснить причину. Дразнить могут, чтобы привлечь внимание. Это классика начальной школы: девочка нравится мальчику, и он, не зная, как привлечь внимание, начинает обзываться, драться, щипаться.

Вторая причина дразнилок из-за внешности — человек хочет занять лидерскую позицию, самоутвердиться за счет кого-то. И тогда он ищет в абсолютно среднем ребенке какие-то недостатки.

Ни первая, ни вторая причина с внешностью не имеет никакой связи. Надо вместе с ребенком разработать сценарий противостояния этому явлению. Может, не обращать внимания на агрессора. Это хорошо работает в начальной школе. Если ты не обижаешься, не убегаешь, не плачешь, у тех, кто обзывает вашу внешность, нет эмоциональной подпитки, их внимание переключается на что-то другое. Можно поговорить с обидчиком, наладить с ним контакт, пригласить на день рождения, в кино, чем-то угостить. Если не помогает, надо начать взаимодействие с другой частью класса.

Самое главное — донести до ребенка, что дело не во внешности: толстый ли он, некрасивый, рыжий и т.д. Этот посыл можно закрепить, показав, например, как герои с таким телосложением или такой особенностью успешно покоряют мир.

Расширить социальное окружение ребенка. Это могут быть какие-то кружки, секции. В одной группе замечают, что ты толстый, а для другой группы это совершенно не существенно, там вес не имеет никакого значения, ты, может, там роботов классно собираешь!

Позитивные примеры из медиа для повышения самооценки. И Шрек толстый, и гномик толстый, но при этом с такой внешностью его все любят. Можно найти красивые образы в модных журналах, сейчас они очень разнообразны.

Семейные легенды. Например, рыжие волосы или конопушки, которые были особенностью всего рода. Можно придумать, а может, есть и реальные истории, которые понравятся ребенку и смогут придать самооценки ребёнка уверенности.

Как сформировать вкус у ребенка

Выбор из ограниченного выбора. Надо изначально позволять ребенку выбирать свою одежду, обувь, прическу, украшения и т.д. из предложенных вами вариантов. Даете ему три кофточки, из которых он сам выбирает. Можно подсказывать, как комбинировать какие-то вещи, цвета, чтобы образ был более стильным.

Эстетическое воспитание через посещение музеев, просмотр спектаклей, рассматривание иллюстраций.

Тематические беседы с ребенком на тему культуры разных стран, народов, времен. Если посещаете с ребенком какие-то страны, обращайте внимание на внешний вид тамошних людей, на все, что эстетически иное.

У всех родителей представления о прекрасном разные. Но изначально «Я»-образ ребенка формируют родители, которые могут корректировать самооценку ребёнка. Если мама решила, что девочкам — розовенькое, а мальчикам — синенькое, так и будет. Когда мы приобщаем детей к эстетическому воспитанию, мы предлагаем разные варианты красивого, и потом уже, когда «Я»-образ сформирован, ребенок выберет что-то свое.

В каких-то вещах ребенку можно давать ошибаться, если это безопасно.

Например, однажды моя дочка надела разные носки в садик. Я расспросила у нее — оказалось, нет, это не ошибка, она действительно хочет идти в разных носках. Потому что хочет быть клоуном и смешить друзей. Дочка сходила так, а назавтра носки уже были одинаковые. Спросите у ребенка, почему он так хочет, и тогда уже можно понять: смеяться над ситуацией или отпустить ее, ведь ничего страшного не случится.




Фото: shutterstock.com, it.paperblog.com, pinterest.com, pfilms.imhonet.ru, eradaily.com


Автор: Валерия Анис

Показать комментарии