SmartMinsk, или первый шаг в науку

17 Февраля 2017 / 1007

Все статьи

Добавить в избранное

В Минске стартует проект «Очень Умный Минск». Цель его — помочь детям превратить открытие новых знаний в праздник. Так что популярное сейчас в США и Европе направление Edutainment — обучение + развлечение — можно будет проверить и в белорусских реалиях. Fashionbank.by встретился с организаторами нового проекта Сергеем Савкиным и Олегом Стефановичем и узнал, как весело и с пользой можно отдохнуть всей семьей

Олег Стефанович и Сергей Савкин (организаторы):

— Что такое «Очень Умный Минск» и как появилась идея создать такой проект в Беларуси?

Сергей: На самом деле, идея далеко не новая. В Минске время от времени проходят различные мероприятия, направленные на популяризацию науки. Но «Очень Умный Минск» — это новый для нашей страны формат интерактивной программы, где каждый ребенок сможет сам выполнить увлекательные эксперименты, попутно постигая основы химии, физики, биологии, медицины, искусства, космонавтики, астрономии и т. д. К примеру, на Западе подобные мероприятия для детей пользуются огромной популярностью. Аналоги есть и в России, и с форматом нашего проекта мы познакомились именно там. Довольно интересно, когда дети могут в ходе шоу что-то делать сами и получать результат.

Олег: Мы остановились на интерактиве, потому что дети в целом не любят слушать. Просто лекции им не интересны, а когда ребенок сам все делает, он лучше понимает, как и что происходит. Я и сам в детстве любил технику, точнее, ее разбирать. Интересно было посмотреть, из чего состоит, например, старый магнитофон, но, естественно, собрать его обратно уже не мог. 

— Что ваш проект может дать ребенку?

С.: Он рассчитан на детей 6-13 лет, в то время как в школах изучение естественных наук начинается где-то с 7-8 класса. Ребята, думаю, начнут с большим интересом заниматься уроками, потому что увидят, какими захватывающими могут быть те же физика или химия. Уверен, и родители придут к тому, что такого рода мероприятия действительно будут способствовать общему улучшению качества образования.

О.: Мы не хотим останавливаться на естественных науках: в дальнейшем что-то еще добавим, например, связанное с робототехникой. Т.е. такие вещи, которые будут развивать ребенка и упростят ему понимание мироздания. Мы очень рассчитываем, что в будущем это поможет кому-то определиться с профессией. Если это будет, например, программа по медицине, большинство детей по-другому сможет взглянуть на эту сферу, и, может, кто-то решит стать врачом.

— Кто вам помогает разрабатывать программы?

С.: У нас большая команда: аспиранты и магистранты по профильным специальностям, в основном из БГУ и БГМУ.

О.: Мы даем идеи нашей команде, они помогают их реализовать. Кроме того, нам оказывают помощь опытные преподаватели. Они не только консультируют нас по части составления программ, но и передают опыт работы с детьми.

— Где будут проходить опыты?

С.: Мы арендуем площадки в бизнес-клубе и превращаем их в небольшие лаборатории. Дети будут работать с настоящей лабораторной посудой, получат все средства индивидуальной защиты: очки, перчатки, халаты, маски — все, что должно защищать открытые участки тела юных ученых.

О.: Хотя ни с чем опасным ребята работать не будут. Эта амуниция просто придаст дополнительный интерес, дети должны максимально всё прочувствовать и вжиться в роли маленьких ученых.


— Какие опыты предполагает ваше первое научно-интеллектуальное шоу «Химия и Жизнь»?

О.: Предполагаются 4 лаборатории: в парфюмерной дети будут смешивать некоторые компоненты, и в результате получится своеобразный парфюм, к примеру, с ароматом дюшеса; в фармацевтической юные «ученые» будут делать аскорбиновые таблеточки; в текстильной ребята сами произведут синтетические ткани; в пищевой попробуют сделать аналог «Кока-Колы». Во всех лабораториях будут работать двое взрослых: педагог и помощник. Будем следить за каждым действием, каждым шагом.

— Дети будут пробовать витамины и газировку, которые сами же сделали? Это не опасно?

О.: Конечно, пробовать будут, все вещества абсолютно безопасны. Проект на то и направлен, чтобы дети получили какой-то результат, ту же бутылочку напитка могли забрать с собой.

— Не боитесь, что после этого дети начнут уверять родителей, что газированные напитки не вредные?

О.: Вредные. Поэтому во время проведения опыта предусмотрены презентации. В игровой форме детям объяснят, как много, например, сахара в газировке. Именно когда ребенок сам будет смешивать компоненты, он сможет убедиться, что это не совсем полезный напиток.

— А чем будут заняты родители, пока их чада «химичат»?

С.: Для родителей предусмотрена отдельная программа. С ними тоже будет работать педагог или человек из конкретной области. Взрослых ждет презентация, в которой также расскажут о науке простыми словами.

О.: Все будет проходить в формате «лекция-викторина», где мы развенчаем различные мифы о химии, а также разыграем билеты на наши следующие шоу.

Насколько важны для детей интерактивные развлекательно-познавательные программы, Fasionbank.by узнал у детского психолога Натальи Лисовской.

 

Принцип демонстрации различных знаний и опытов в игровой форме — это замечательно и полезно для детей. Одно дело, когда ребенок что-то слышит, а совсем другое — когда сам может все попробовать. Главное, чтобы программа подобных занятий соответствовала возрастному уровню развития ребенка. Если учесть, что мышление детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста весьма конкретное, то понятно, что самостоятельно проделанные опыты с конкретными примерами — это то, что способно заинтересовать ребенка. 

В этом возрасте, конечно, не происходит профессионального самоопределения, но пробудить тягу к определенному направлению деятельности можно. Хотя тут главное — любопытство и широта взгляда на мир, важно развить любознательность не только в рамках определенного проекта, но и вообще в жизни. Имеет большое значение, как преподносится материал. Если ребенок, которому 13-14 лет, — это уже человек с каким-то опытом и багажом знаний и его не смутят определенные термины, то для детей 6-7 лет есть смысл донести информацию более простым языком.

Правда, общей схемы все же нет. Дети все очень разные, и запросы у них разные: каждый будет по-своему интерпретировать полученный опыт. Моментов, затрагивающих субъективное восприятие происходящего, не избежать. Но если объяснить явления доступным языком и ребенок все поймет, то интерес к науке у него однозначно повысится.

Фото: Ольга Баркова, sunely-tales.livejournal.com, smartminsk.by, nshow.com.ua

Автор: Катерина Альфер

Показать комментарии