Поиск

Architectural clothes: дизайнер Ксения Половченя

Architectural clothes: дизайнер Ксения Половченя

Она заполнила пространство студии сразу и полностью: громким голосом, эмоциональной речью, мимикой и особым шармом. Вместо кофе попросила стакан кипятка. Наверное, такими и представляются в умах людей творческие личности, хотя сама она признается, что не любит слово «творческий». В ней соединено правильное и неправильное, спокойное и сумасшедшее, креативное и техническое. Сегодня на интервью к Fashionbank.by пришла дизайнер, чье имя давно уже должно было стать известным в авангардной индустрии моды. Ксения Половченя — дизайнер направления architectural clothes. Сегодня она расскажет, как выбрала работу с пластиком и деревом, почему не рекламирует себя и зачем улетает покорять Америку.

О НАЧАЛЕ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

Творчество — это весьма абстрактное понятие. Творческий подход может быть в любой работе и жизни каждого из нас. Однако мой творческий путь был разным и весьма насыщенным. Изначально я хотела поступать учиться на хирурга, с медициной я близка. Но мою судьбу решила монетка: проспорив друзьям, мне пришлось идти в совершенно другую сферу. В итоге окончила ГИУСТ БГУ по специальности «Дизайн предметно-пространственной среды». Но я до сих пор думаю, что могла бы стать первоклассным хирургом.

В то время благодаря моей сестре я попала во Дворец детей и молодежи, в кружок кройки и шитья. Так и сложилось, что я объединила моду, архитектуру и дизайн. Ведь и архитектура, и технология моделирования одежды построены на одном: используются пропорции человеческого тела, только мы руководствуемся разными масштабами. Входя в здание, мы примеряем его «на себя», так же мы примеряем одежду.

Первой моей коллекцией была одежда для детей «Первое свидание». Правда, это было сделано в ограниченных условиях жизни в кружке и «как надо». Моей не совсем романтичной натуре это тяжеловато давалось, тем более идеи проходили рецензию руководителя кружка, я не могла полноценно выразить себя. Однако самое приятное в создании коллекций — это послевкусие, когда ты понимаешь, как много сил и времени затрачено на воплощение коллекции и наконец видишь ее на подиуме. Это самое большое счастье, которое я испытывала в жизни: видеть плоды своих трудов и понимать, что они нравятся людям. Спустя несколько лет вышла моя первая авангардная коллекция «Зазеркалье души», с которой я стала лауреатом фестиваля современного и авангардного искусств «Мамонт». Там уже проявилось мое мировосприятие, неординарный взгляд на вещи. В таких фестивалях нет места рамкам и границам, но есть место безграничному креативу!

О ПЕРВОМ БИЗНЕСЕ

После окончания университета открыла ателье, мы шили одежду, обувь, сумки. Это был колоссальный опыт. Со мной была потрясающая команда, где, конечно, как и на любой кухне, все косячили, и приходилось по 10 раз переделывать все из-за пары миллиметров. Такой уж я перфекционист. Но, когда рутина «заплати налоги-завези-закупи материал», переживания во время финансовых кризисов, уменьшение клиентов и работы поглощали меня полностью, на творчество просто не оставалось времени. Я редко приходила домой, мой диван и кухня были в ателье. Я дышала этим и жила там. И однажды словила себя на мысли, что моим старым наброскам и идеям больше двух лет, а я по-прежнему стою на месте. Я испытывала чувство надломленности внутри, будто играю в какой-то театр абсурда. Ведь есть хорошая интеллектуальная база, раньше делала сложные вещи, и в какой-то момент мне относительно себя стало стыдно. Я закрыла два своих ателье и решила кардинально поменять всю жизнь. Я не получила того, чего хотела на выходе: ничего не идет по плану, и здесь срабатывает не столько человеческий фактор, сколько архитектор жизни — случай. От изначальной идеи — легкой, эфемерной и отчасти розово-рафинированной — не осталось ничего. Только двухлетние наброски.

Единственное, о чем я жалею, — это моя команда. Мы делали невозможное, экспериментировали, двигались, были одним организмом. Доходило до того, что мои работники понимали по одному взгляду, что я хочу. Хотя я своенравна, у меня много замашек и клише, как, наверное, у многих творческих людей. Когда я закрыла ателье, первое время у меня было ощущение, что меня лишили двух пальцев или даже двух рук.

О ТЕХ САМЫХ ЗАМАШКАХ

Я всегда была необычным ребенком: слегка отвязным и немножко грустным, в компаниях держалась обособленно, задумывалась о сложных вещах. Например, в лет 10 спросила маму о своем предназначении. И тогда определила свою цель жизни. Мои родители до сих пор до конца меня не знают и не понимают, но принимают меня, и я им за это безмерно благодарна.

Я многофункциональна во всех смыслах. Например, пишу одинаково хорошо правой и левой рукой. И рисую тоже. Как объяснить… Наверное, я одновременно имею и творческий склад ума, и технический. Я могла бы быть хорошей спортсменкой: бегала марафон несколько раз, профессионально занималась плаванием, увлекаюсь скалолазанием. Но при этом люблю физику, химию. И из множества всего я, будучи не сильно дальновидной девушкой, выбрала именно дизайн и почему-то к нему привязалась. Это как патология и вирус, который сидит в тебе.

Сплю я мало, да и не люблю спать: ночью мой мозг не отдыхает, мои сны эмоционально-насыщенные и напоминают фильм «Начало». Уже больше семи лет сплю в ванной: в 2-3 ночи набираю горячую воду, градусов 50, ложусь и просыпаюсь в 6-7 утра, когда вода остывает. Этот сон короткий и правильный, мне ничего не снится, мозг отдыхает, передо мной — черный экран. Горячая вода снимает усталость, а холодная утром приводит в тонус. В ванной я и рисую, это мое специфическое сакральное место. А в комнате могу спать на книжках. Любимая моя подушка — это том Врубеля.

При этом мне не нужно погружаться в себя и думать, какая я. Мне комфортно с собой, я настолько есть у себя и настолько самодостаточна, как Ватикан среди Рима, что это порой делает меня суховатой, закрытой с людьми. Люблю, когда есть полноценный обмен: в диалоге — словами, в отношениях — эмоциями. Я смешанный тип во всем: во мне много динамики и статики, логичности и иррациональности. Самое тяжелое для меня — контролировать себя. Это я делаю постоянно. Наверное, поэтому никогда не расслабляюсь.

О КУМИРАХ

Кумиров как таковых у меня нет... Не читаю модные журналы и не смотрю телевизор, я в этом смысле немножко динозавр. Хотя, честно сказать, кумир появился не так давно. Отчасти это кумир одного платья и просто человек, который близок мне по мировосприятию, — это Александр Маккуин. Первый раз, когда увидела его платье «Устрица», словила какой-то определенный катарсис и мне захотелось плакать. Это был шедевр, который поражал своей динамичной формой и пластикой. И до сих могу сказать, что лучше этого образца я не видела.

О ДЕРЕВЕ, ПЛАСТИКЕ И МЕТАЛЛЕ

В один прекрасный день я заметила, что кусок пластика в гараже лежит как-то неправильно. И я решила попробовать из этого сделать свой арт-объект для дипломной работы. До сдачи диплома — 3 недели, а у меня ничего нет. Это интересно, когда ты бросаешь себе вызов и можешь себя превозмогать. И я начала формовать пластик в домашних условиях, делать все детали, придумывать свою технологию... Я нарисовала много эскизов, а на защите диплома представила 2 платья.

В белом платье — формованный пластик, который держится за счет вант (нитей). Зеркальное платье сделано как своды готического храма, его можно комкать как угодно и трансформировать. Я дотошна в деталях. Например, рассчитывала, чтобы платье в определенный момент давало тень бабочки. А в другой — чудища.

У меня дома студия, небольшая мастерская. И мой любимый гараж — там сварка, перфоратор, компрессор, домкрат. Я работаю со всеми строительными материалами: металл, пластик, полистирол, дерево, эластичная нить… Однажды ночью решила сделать рога – тогда в гараже обжигала дерево и получала адгезию олова с деревом. Вот и вышли серебряные рога шириной полтора метра. Конечно, порой ты просто не понимаешь, зачем это делаешь. Но не делать не можешь, это в тебе, это наркотик.

Была у меня и коллекция съедобного белья. Специфика создания этой коллекции непростая: материал очень сложен в работе, мы по сути сделали съедобную ткань. Это первое на территории СНГ съедобное белье: вместе с поваром мы создавали технологию, делали что-то наподобие турецких сладостей, добавляли красители, раскатывали, как тесто. Сверху на поверхность накладывались текстуры — получались определенные эффекты. Так и лепилось все — от бикини до платья.

О СЛОЖНОСТЯХ В РАБОТЕ

К сожалению, у нас я не могу зарабатывать на этом деньги. У меня много дипломов, но с ними некуда идти, потому что никаких бенефитов от участия в конкурсах на выходе я не получила. Тяжело, когда делаешь что-то вопреки, вкладываешь свои силы, деньги, эмоции, но дальше запылившейся полки это никуда не уходит. Хотя презентации я делала, в том числе показ коллекции съедобной одежды в клубе Rich Cat. Трудно у нас и с людьми, которых ты можешь пригласить, чтобы они оценили твою одежду. Надо искать инвесторов, но в большинстве случаев в их роли у нас выступают состоятельные мужчины определенных намерений, а остальная часть не понимает целесообразности вложений.

Люди сейчас лучше съездят на sale в Милан, чем будут покупать здесь что-то единичное, эксклюзивное. 90% общего населения: а) не имеют чувства эстетического воспитания, многие «кичовые» по своей натуре, гонятся за брендами и фирмами; б) в силу своей необразованности не могут оценить, что есть хорошо и плохо, качественно и некачественно. И еще одна большая проблема — у нас не ценят ручной труд. Люди доверяют больше машинам, чем тебе. Хотя кутюрные вещи и эталонные образцы всегда делались и делаются руками. Материалы у нас импортируются, они дорогостоящие, вплоть до 150-200% надбавки, к этому плюсуешь свой труд, эксклюзивность — в итоге получается высокий ценник за твою вещь. А людям кажется нецелесообразным покупать что-то единичное. Лучше за эти деньги приобрести пару вещей мирового бренда.

О СВОЕЙ НЕИЗВЕСТНОСТИ

Почему обо мне не знают? Хороший вопрос. Быть может, когда ты талантлив, это нужно рекламировать. Говорю «быть может», потому что не мне судить о том, талантлива ли я. Я не знаю, что определяет талант: количество потраченных денег в коммерциализацию и пиар или то, что ты такой, какой есть. И меня за это часто ругают: с такими данными мне надо пиариться, ведь на территории Беларуси и в принципе в мире мало кто такое делает, не прибегая к лазеру и 3D-принтеру. Недавно благодаря моей сестре я зарегистрировалась в Instagram, но я пока не активно его веду. Телефон появился у меня на курсе втором университета. Я всегда легко сходилась с людьми, находила общий язык, однако мне сложно заявлять о своем таланте и своих работах. Я считаю, что это надо отдавать на откуп людям, лишь они могут истинно судить, талантливы ли твои работы. Однако жизнь учит тому, что себя надо пиарить. Хороший пиар в нынешних реалиях из бездари способен сделать неординарную личность. Сейчас я стараюсь размещать больше информации о себе и своих работах, понимаю, что это жизненно важная необходимость. Со следующей недели у меня уже будет работать сайт — это сайт-портфолио.

Я знаю белорусских дизайнеров, наши модные мероприятия, но не вижу там индивидуальности, перспектив, не вспомню со временем, чья эта вещь. Недавно я знакомилась с редакцией одного модного журнала, и первым их вопросом было: «А она участвовала в BFW?» Нет, конечно, но у меня много других дипломов в нашей стране и за рубежом. Я на BFW буду белой вороной — не потому что там плохо, просто это не входит в рамки моего направления в творчестве. Нужно грамотно вкладывать в свой пиар, я не вижу для себя бенефитов от участия в Неделе моды. А для работающих в модной индустрии я автоматически становлюсь такой… fashion-инвалид.  

ОБ ОДЕЖДЕ

Моя страсть — это тело, которое может восприниматься как организм, как культурный символ, выражение идеи. Мода позволила мне работать с ним напрямую. Главное желание для меня — приблизить моду к концептуальному искусству, избегая глобальной коммерциализации данной отрасли. В дальнейшем это может стать моей жизненной позицией.

Было бы глупо для меня выбрать одно направление, потому что во всем есть своя красота, даже в луже бензина, если ты можешь видеть в ней ореолы и радугу. И было бы эгоистично выражать только то, что я хочу, найти ту публику, которая будет это «заглатывать» и платить деньги. Мне не нужны только люди с определенной эстетической базой, которые смогут оценить мою одежду. Где-то хочется быть попроще: подуреть и от своего мнимого высокого спуститься к низменному. Хотя я не считаю низменное или простое ужасным. Ведь черное платье Chanel шикарно! И я ношу простые черные платья. А иногда пялю на себя свой пластик…

Я всегда делаю что-то с изюминкой, мне всегда надо добавить какой-то кусок пластика, дерева, что-то неудобное для носки. Подпортить комфортную жизнь моделей своеобразной ложкой дегтя (смеется — прим. автора). В процессе создания одежды я люблю работать не столько с параметрами и пропорциями и получать готовый выход, сколько с тем, какое ощущение ты получаешь от вещи: люблю ограничить или максимально освободить человека. Я хочу делать арт-одежду, в которой прочитываются мой ум и характер. Когда люди, касаясь одежды руками и глазами, могут потрогать тебя. Так ты обнажаешь свои мысли и не боишься быть осужденным.

О ГЛАВНЫХ ЦЕЛЯХ

У меня есть моя тщеславная цель — это самовыражение, я хочу свой Дом мод. Но хочу, чтобы эта материальная цель перешла в статус нематериальной. Я хотела бы заниматься продвижением инициатив молодых талантливых людей. У нас много безголосых певиц на сцене, а люди, действительно умеющие петь, стоят в переходах. Ведь сложно выражать себя и пытаться что-то сказать, когда твой голос очень тихий.

Я считаю, что люди своим существованием должны приносить пользу. Жить в симбиозе — чтобы одно дерево в лесу не мешало расти другому. Сущность людей как таковых не меняется, но я хочу провести свою жизнь с пользой, помочь кому-то. Чтобы, когда я в последний раз закрыла глаза, поняла, что прожила не зря. 


Фото: личный архив дизайнера 

Другие материалы
Моделинг за границей
Мода Моделинг за границей
Откровения модели из Минска
28 Июня 2018
Показ «Рождение образа»: мода и флористика
Мода Показ «Рождение образа»: мода и флористика
Для невест и любителей прекрасного – в эти...
26 Июня 2018
Волейболистки «Минчанки» на показе от Fashionbank.by
Мода Волейболистки «Минчанки» на показе от Fashionbank.by
Открыли гастропаб «Бруклин»
21 Июня 2018
Юлия Латушкина запускает новый проект
Мода Юлия Латушкина запускает новый проект
Как найти общий язык со своим гардеробом...
20 Июня 2018
Британская мода в Минске: показ в Верхнем городе
Мода Британская мода в Минске: показ в Верхнем городе
Всю прошлую неделю у минчан была уникальная...
19 Июня 2018