Поиск

Талантливые неудачники: почему мне так не везет

Талантливые неудачники: почему мне так не везет

Практикующий психолог Анна Дудкина за свою многолетнюю практику собрала целую папку схожих историй, которую назвала «Дело о неудачниках, или в чем причина?» «Неудачники» — это зачастую талантливые, неординарные люди, которым сложно конкурировать в условиях современного мира. Fashionbank.by попросил Анну Дудкину рассказать, в чем причина «неудачливости» одаренных личностей, а главное, что делать, чтобы ваши способности нашли признание.

Синдром «неудачника» 

Это люди незаурядного интеллекта и таланта, высокообразованные и творчески одаренные. Они пишут удивительные картины, могут блестяще сыграть симфонию при помощи ложек и канцелярской линейки или написать захватывающую поэму в стихах на клочке туалетной бумаги. Они прирожденные психологи или иллюстраторы, тренеры или декораторы, литераторы или музыканты, которые постоянно совершенствуют свой дар и непрестанно учатся новому, впитывая знания, подобно губке, и становясь еще более яркими мастерами своего дела. Их много, но слышим мы о них не так часто. В жизненной гонке они оттесняются «на поворотах» менее талантливыми, менее образованными, но более эгоцентричными и самоуверенными сожителями по планете…


 

В чем причина «неудачливости»? 

В наши дни, когда за некую плату можно окончить трех-шестимесячные курсы по полюбившейся специальности и почувствовать себя специалистом, нашим «неудачникам» особенно сложно. Они имеют несомненный талант, помноженный на годы обучения, но меркнут под самоуверенным натиском конкурентов. Так в чем причина? Одни недовольно пробурчат: «Мямли!»; другие: «Все правильно, нужно уверенней работать локтями, когда идешь к своей цели!»; третьи: «А почему кто-то должен ждать, пока эти таланты и гении соизволят себя подать?»; четвертые просто узнают в этих «неудачниках» себя и грустно вздохнут. Они привыкли. Так было всегда с того самого момента, как резко и безвозвратно наше общество вошло в эпоху борьбы и выживания. Сейчас стало модным быть «психологически грамотным». Сегодня в тренде психофразочки типа «Оставь зону комфорта», «Пойми себя и смело иди к цели!». С одной стороны, понимание себя и своих потребностей — это замечательная возможность раскрыть свой потенциал тем, кто его имеет. С другой — доступность мотивирующей литературы служит недобрую службу, так как является своеобразным разрешением разного рода девиантам и манипуляторам еще активнее «работать локтями», пиарить себя и проталкивать свои «достижения» как знаковые.

А так как энергии и упорства у вторых значительно больше, то те, кто действительно заслуживает внимания к себе, своим достижениям и талантам, так и остаются малозамеченными на фоне толкающихся «соплеменников».

 

Жизненная история

Одна моя клиентка — красивая молодая женщина, выпускница академии искусств, пишет портреты, неотличимые от фото, и пейзажи, в которых хочется побывать, — рассказала такую историю:

— Прихожу на очередное собеседование. Мне говорят: «…Ну, пока займете место декретницы, остальное все занято постоянным составом». Знакомят с будущими коллегами: «…А это Н. — наша московская специалистка, она вас обучит работе». Вглядываюсь в знакомое лицо и тихонько «оползаю». Н. — моя давняя школьная знакомая. Причем знакома она была не мне одной — всей школе, своим неуемным рвением участвовать во всех школьных конкурсах: от конкурса исполнителей до конкурса красоты, не обладая при этом ни голосом, ни мало-мальски примечательной внешностью, ни иными талантами, с точки зрения нас, простых смертных. Сама же Н. так не считала. А потому пела, рисовала, плясала, дефилировала, декламировала. Вместе с остальными проигравшими получала «поощрительные призы» и «дипломы участника». За день-два благополучно забывала, что она была в числе последних. Предпочитала помнить, что она «выиграла очередной приз». Даже в графе «особые заслуги и достижения» ее электронной анкеты написано так: «Приз в конкурсе юных дарований в 2002 г., приз на конкурсе юных живописцев, ораторов, поэтов, литераторов, певцов, музыкантов…».
Вначале я долго не могла уяснить, как же она попала на эту работу. Ведь сюда всегда был довольно жесткий отбор дипломированных специалистов. Ответ пришел быстро: Н., два раза подряд провалившая вступительные экзамены в художественную академию, съездив в Москву, быстренько окончила полугодовой курс подготовки дизайнеров. Вернулась на родину уже сертифицированным «московским специалистом». Среди наших общих коллег Н. уважением не пользовалась, ибо там, где недостаток таланта сказывался на качестве работы, она умело переводила стрелки на иных виновников. Мне же частенько изливала боль, как тяжело ей тут, где все холодные и… завистливые. Я отработала свои два года, пока из декрета не вышла предшественница, а Н. осталась. А я задумалась: кому нужны умения и талант, годы непрерывного образования и идеи, если в мире то и дело находятся такие вот Н., которые с нежностью парового катка прут, сминая на своем пути все живое, ибо свято верят, что именно они достойнее всех достойных?

 

Отчего же так происходит?

Фактор первый — родительские установки: поощрение или порицание, способность похвалить умения ребенка или оставлять их без внимания, вера в силы малыша или недоверие к его самостоятельным начинаниям, поддержка или ее отсутствие — все это основа будущей успешности–неуспешности. Если ребенок вырос в семье, где родители восторженно хвалили даже неуклюжую «каляку» сына или дочки, то его самоценность будет в разы выше, чем у детей, чьи даже очевидные заслуги воспринимались как должное или подвергались критике.

 

«Дети, родители которых любили сравнивать достижения ребенка с достижениями братьев, сестер или сверстников, обречены на «вторые места».

Их жизнь — череда попыток доказать право быть лучше ныне спившегося одноклассника Коленьки, решающего задачки быстрее, соседки Ирочки, у которой ножки не такие «спичечки», и старшей сестры Лизочки, рисующей кактус лучше.

Фактор второй — социальный. Подросший ребенок входит в окружение своих сверстников. Учится взаимодействию. Ему одновременно хочется быть как все, но при этом и лучше других. Быть замеченным, но не сильно выделяться. Маленькому человеку важно слышать похвалу своим успехам, видеть некое признание своих заслуг. В правильно отлаженном детском коллективе этот этап проходит мягко и функционально. Если на этом этапе что-то пошло не так, уже взрослый человек может бояться проявлять свои сильные стороны или считать их ужасными.

 

Фактор третий — эпохальный. Наше время — время информационной борьбы, поединка реклам. Время перенасыщения ненужной информацией, где мозг спасительно цепляется за наиболее яркую. И победителем всегда выходит тот, кто сможет эффектнее о себе заявить. Для этого вовсе не обязательно иметь необходимые способности, гораздо важнее обладать пробивной силой и уверенностью в себе.

«И если в прошлом-позапрошлом веке вперед проходили те, кто действительно имел талант, то сейчас вперед прорываются те, кто считает, что его имеет».

 

Или — что еще хуже — те, кто его не имеют, но решили, что хотят быть известными дизайнерами, модельерами, декораторами, литераторами, музыкантами, исполнителями и так далее. Список можно продолжать. Ключевое слово тут — «ИЗВЕСТНЫМИ». Так как отправной точкой во всем этом является эгоцентрическое стремление быть выше других. Область применения своей уникальности будет выбираться так же — из списка модных и востребованных. Что, конечно же, не имеет ничего общего с имеющимися талантами и умениями: «Хочется — получу, не имею — научусь, и трехмесячные курсы подготовки дизайнера интерьера мне в помощь…» Так рынок труда заполняется уверенными в собственной уникальности и способностях «специалистах».

 

В чем же проблема «неудачливых» талантов?

В том, что они всегда находят того, чьего уровня профессионального мастерства они еще не достигли. Они чувствуют, что не могут кричать о себе как о профессионале, если еще чуть-чуть не достигли этого. И это их основная проблема. В тот момент, когда они смотрят в удаляющуюся спину более слабым конкурентам, они ощущают всю несправедливость мира.

 

«Корень зла «неудачников» — неспособность объективно оценить свои достоинства и таланты и направить их на достижение целей».

 

Что делать?

Научиться видеть свои сильные стороны, перестать сравнивать. А главное — осознать, что вы — единственное в своем роде, уникальное, неповторимое произведение природы, равного которому нет.


Фото: giphy.com, 99px.ru, imgur.com, russia.wikia.com
Другие материалы
«За меня платят, и мне не стыдно»: какие они, альфонсы?
Общество «За меня платят, и мне не стыдно»: какие они, альфонсы?
Современного мужчину размером своего кошелька...
8 Августа 2017
«Хочу!»: как сформулировать желание, чтобы оно сбылось?
Общество «Хочу!»: как сформулировать желание, чтобы оно сбылось?
В интернете сегодня можно найти множество...
28 Июля 2017
«Я отказалась от секса»: синдром или норма?
Общество «Я отказалась от секса»: синдром или норма?
Осознанное воздержание от секса сегодня уже...
26 Июля 2017
«Он стал мне как брат»: как вернуть в отношения страсть?
Общество «Он стал мне как брат»: как вернуть в отношения страсть?
О том, что конфетно-букетный период не длится...
11 Июля 2017
Феномен Брижит: мужчина младше, ну и что?
Общество Феномен Брижит: мужчина младше, ну и что?
Быть старше своего мужа — совершенно неприлично!...
25 Июня 2017
Курортный роман: минчанки о том, где и как найти жениха
Общество Курортный роман: минчанки о том, где и как найти жениха
Из отпуска можно вернуться не только с потрясающим...
15 Июня 2017