Поиск

Театр и мода: что скрывают костюмерные Купаловского?

Театр и мода: что скрывают костюмерные Купаловского?

Для зрителя театр начинается с вешалки, а для актера — с костюмерной. И это не просто большая гардеробная, а настоящая машина времени, где на соседних полках «лежит» средневековье и современность, каменный век и Возрождение, советское прошлое и космическое будущее. Fashionbank.by заглянул в костюмерную легендарного Купаловского театра и узнал, какие тайны она хранит.

Попадая сюда, чувствуешь себя, как Кэрри Брэдшоу в гардеробе редакции журнала Vogue. Или как героиня сказки, которой предстоит преобразиться до неузнаваемости. Кстати, хрустальные туфельки Золушки здесь тоже имеются.


Только представьте: несколько больших помещений от пола до потолка набиты одеждой, обувью, шляпами…
Сегодня костюмерные в Купаловском театре занимают две комнаты. В первой хранятся костюмы из текущих спектаклей, во второй — из постановок, которые уже сняли с репертуара. Часть одежды лежит в коробках на Малой сцене театра: она попросту не помещается в гардеробные. 


— Одних только туфель около 1600 пар, — с гордостью говорит «хозяйка» сказочного гардероба — заведующая костюмерным отделом Ирина Ломако.


Каждый сезон Купаловский радует зрителя 4-5 премьерами. Практически ко всем спектаклям костюмы отшиваются с нуля. За 97 лет существования театра их столько накопилось! Конечно, что-то уже перешло в музей, что-то мы передали в пользование другим театрам, но все равно вещей очень-очень много.

В подтверждение этим словам нам показывают один из костюмов главной героини «Павлинки». Ансамбль состоит из нескольких юбок, рубашки, жилетки и передника.


Современная Павлинка — настоящая модница! Одежда выполнена из натуральных тканей, использована трендовая вышивка, кружево. Художники по костюмам создали образ, который сочетает в себе прошлое и настоящее. Не зря ведь говорят, что «Павлинка» — вечно молодой спектакль.

Екатерина Олейникова в образе Павлинки

 «Театр — место, где все должны выглядеть идеально»


— Работа с одеждой дает о себе знать и в повседневной жизни. Однажды шла я по улице и увидела у девушки на подошве туфли этикетку. Не удержалась и сообщила ей об этом. Тридцать три года работы костюмером воспитали во мне стремление к совершенству в одежде. Наши артисты всегда выходят на сцену в идеальном виде — одетые, как говорится, с иголочки. Поэтому теперь мне кажется, что и окружающие люди должны выглядеть также.

Андрей Дробыш в образе Пана Быковского

Персональный дом мод со своим «Зайцевым»


Почти всю одежду для спектаклей создают в самом театре. На четвертом этаже находится пошивочный цех, где целый штат сотрудников воплощает сказочные идеи в жизнь. Художники, технологи, закройщики, швеи — все, как в полноценном доме мод. Есть в театре даже свой мастер по головным уборам.

Заправляет процессом Андрей Зыль — «местный Зайцев». Такое прозвище ему дала народная артистка Беларуси Галина Толкачева. В советское время, когда интересные вещи были дефицитом, актеры театра нередко просили пошивочный цех смастерить им что-нибудь эдакое для обычной жизни. После очередного «модного шедевра» — жакета из мягкой ткани — Галина Толкачева и прозвала купаловского кутюрье «местным Зайцевым».   

— Сегодня, конечно, мы шьем одежду исключительно для театральных нужд. Если посчитать спектакли, над костюмами для которых я работал, то получится больше сотни. И тут хочется подчеркнуть, что каждый из них был особенным для меня. Не могу выделить самый запоминающийся или самый сложный. Но, признаюсь, что интереснее всего работать с историческими костюмами, — признается Андрей Константинович. Одежда — отражение эпохи. Мы стараемся воссоздавать ее с учетом самых мельчайших деталей.

У него десятки старинных книг и журналов по выкройке, к которым ему регулярно приходится обращаться. А художник-технолог театра Лилия Пархамович раз в несколько месяцев за вдохновением наведывается в музеи: изучает там подлинную одежду прошлого.

 
 

Всего пару столетий назад в высших слоях общества одежда была произведением искусства. Об удобстве думали в последнюю очередь, главное — красота. Актеры Купаловского часто ощущают это на себе. Шикарные, богатые на декор одеяния оказываются невероятно тяжелыми (могут весить около десятка килограмм). А артистам в них надо не только ходить, но и танцевать.

Увесистое платье Боны Сфорцы из «Черной панны Несвижа» в костюмерной театра

В роли Боны Сфорцы — заслуженная артистка Республики Беларусь Зоя Белохвостик

О магии между артистом и его костюмами

Костюм формирует образ героя и помогает актеру вжиться в роль. Именно поэтому артисты с трепетом относятся к каждой детали своего костюма и не позволяют посторонним (костюмеры не в счет) прикасаться к нему. Да и сами не спешат примерять чужую театральную «униформу» — костюмы, оставшиеся от коллег по цеху.

Ольга Нефедова в образе Альжбеты («Павлинка»)

Однако не все артисты Купаловского суеверные. Есть те, кто умоляет костюмеров «хоть на минутку примерить» пиджак или рубашку, в которых когда-то играли мэтры белорусского театра. Исполнительница главной роли в спектакле «Павлинка» Екатерина Олейникова с трепетом хранит платочек — подарок от народной артистки Зинаиды Зубковой. Девушка верит, что он приносит ей удачу в профессии.

Екатерина Олейникова в образе Павлинки

О привидениях и волшебном зеркале

О Купаловском театре ходит немало легенд. Его здание хоть и подвергалось реконструкциям несколько раз, все-таки имеет фундамент, заложенный еще в ХІХ веке. Поэтому многие верят в привидений, которые разгуливают по коридорам главного театра страны: будто давно умершие актеры все еще приходят «на работу».

Костюмерам театра зачастую приходится работать с раритетными вещами, в которых выступало не одно поколение купаловцев.

— Конечно, одежда сохраняет энергетику своих владельцев. Но мне, к счастью, со сверхъестественным сталкиваться не доводилось, — говорит костюмер Алла Савицкая.

А вот ее коллеге повезло меньше. 

— Вспоминаю один из своих первых дней в театре. Я стояла у гримерок на втором этаже, там коридор украшают огромные портреты легендарных артистов. И вроде обычные картины, а казалось, будто живые люди на меня смотрят и проверяют сверлящими взглядами «на прочность». Было действительно страшно, хоть я во все эти легенды и не верю. 

Зато актеры в магию театра еще как верят. Заслуженный артист Беларуси Владимир Роговцов перед спектаклем всегда приходит в костюмерную, чтобы посмотреться в зеркало. 

— Оно здесь волшебное! Так стройнит меня! — с улыбкой заявляет он.

Владимир Роговцов за несколько мгновений до выхода на сцену
Другие материалы
Фотопроект «Сладкая жизнь красивых кондитеров»
Жизнь Фотопроект «Сладкая жизнь красивых кондитеров»
Их десерты украшают тысячи праздников, их...
20 Апреля 2018
Денис Барановский и его опыт работы с Люком Бессоном
Жизнь Денис Барановский и его опыт работы с Люком Бессоном
В первой части интервью с Денисом мы вспомнили интересные...
14 Апреля 2018
Денис Барановский: все его кастинги, съемки и роли
Жизнь Денис Барановский: все его кастинги, съемки и роли
Герой нашего сегодняшнего интервью начинал...
11 Апреля 2018
Егор Дружинин: «Научить танцевать можно каждого!»
Жизнь Егор Дружинин: «Научить танцевать можно каждого!»
Fashionbank.by посетил мастер-класс Егора...
2 Апреля 2018
Глафира Мартинович: стоматолог со спортивным характером
Жизнь Глафира Мартинович: стоматолог со спортивным характером
Половину своей жизни она посвятила своему...
23 Марта 2018
«Время и Cтекло»: эксклюзивно для FB о моде, увлечениях и музыке
Жизнь «Время и Cтекло»: эксклюзивно для FB о моде, увлечениях и музыке
Ритмы этих ребят сводят с ума миллионы поклонников,...
12 Марта 2018