Поиск

Как рисуют дети художников

Как рисуют дети художников

Одни чуть ли не с рождения пытаются научить рисовать своего ребенка, другие — процесс творчества пускают на самотек. Как правильно? Надо ли ребенка обучать технике рисования? В каком возрасте можно дать кисточку и краски? Узнали у художницы и мамы шестилетнего Мирона Нины Маргаевой, как сами художники учат своих детей рисовать?

Нина Маргаева

«Все дети разные»

Есть дети, которые сразу видят весь образ целиком, не разлагая его на части. Они рисуют, например, желтое существо, не объясняя, что выбрали этот цвет потому, что это животное грустит или радуется. Объяснения будут позже, к подростковому периоду, а пока ребенок просто так чувствует. Он выпускает внутренний образ наружу.

А есть дети-историки: они рассказывают истории, и рисование их интересует как фиксация их фантазийно-словесного опыта. Типичны случаи, когда ребенок рисует какую-то черную мазню, а оказывается, что это лошадь, которая сидит в пещере. Или он нарисовал прекрасный паровоз, а пока мама отвернулась, это стал черный лист, потому что паровоз заехал в туннель.

Лично мне сначала было сложно принять это в моем сыне Мироне. Я была готова заниматься с ним именно рисованием, а не придумыванием историй и сказок. Но потом я втянулась, и даже стало интересно следить за фантазией своего рисующего ребенка. 


«С самого начала давала хорошие материалы»

Поскольку я сама художник, то и кисти, и краски у меня профессиональные, высокого качества. Других просто нет. Поэтому, когда Мирон впервые проявил интерес к рисованию, в его руки попали большие кисти и профессиональные краски.

Сначала все это напоминало не рисование, а знакомство с материалами: ребенок перемешивал краски, ему нравилось наливать их в воду, топить их там. Я ставила мольберт с бумагой большого формата и говорила, что то, что он делает — это важно.

«Я хотела, чтобы у ребенка было ощущения, что мы не просто пришли что-то порисовать, а делаем работу, что мы — художники».

«Не требую сходства с реальностью»

Я не фиксируюсь на том, чтобы ребенок нарисовал очень похоже на реального зайчика. Не нужно очень реалистично, нужен факт существования и какая-то выразительная деталь, которая раскрывает этот персонаж.

«Лучше не вмешиваться в детское творчество до 12-ти лет, а следовать за их образами».

Скорее мое участие состоит в организации переживания…и в помощи подбора выразительных средств.

 

Я организую событие и его проживание. Я дам ребенку потрогать все овощи и фрукты в кастрюле, мы приготовим винегрет, и тогда можно говорить о натюрморте. Потому, что это будет уже не просто картошка и морковка, а его проживание этой картошки и морковки.

Также не вижу смысла объяснять сыну, что вот у тебя композиция заваливается на правый край. Вместо этого я спрашиваю что-то по сюжету и заодно интересуюсь, а не добавить ли тебе что-то на этот край, чтобы, к примеру, тигр стал счастливее. И, знаете, я люблю детей, которые говорят: нет, не добавить.  Про Мирона могу сказать, что, несмотря на то, что с ним легко договориться, его работа — это его работа.

«Не разрешает ничего выбрасывать из своего творчества»

Поэтому я стараюсь продлить жизнь его работ. Некоторые картины Мирона оформляю. Так у нас на кухне висит его панно.

«Из рисунков детей можно делать отличные пазлы». 

Что-то обязательно дарится бабушкам.  Все работы обязательно серьезно, без всякого сюсюканья обсуждаются. Мирон, кстати, может очень много говорить о своем рисунке, разбирать его оттенки, цвета.

Мирон очень любит наклейки, и их мы клеем не в книги, а делаем такие большие гигантские поля, материки, астероиды, и населяем их динозаврами, например.  Получается гигантская карта, которой потом можно играть.


«Некоторым детям тяжело придумать, что нарисовать»

К счастью, у Мирона таких проблем нет. Но мы все равно используем вот такие игры.

У меня есть игра «Очки. Ух-ты!». Ты одеваешь очки и должен чему-то восхититься, например, ух ты, какой каштан!

Или, например, игра в темную комнату. Закрываешь глаза, видишь ручку двери, это комнатка, где хранятся воспоминания. Ты должен повернуть ручку и увидеть что-то там.  Маму, папу, цветок — каждый обязательно увидит что-то свое.

Если ребенок не может ничего придумать, мы берем кубики, придумываем историю, и я говорю, а нарисуй-ка ты вот это.

«Акт выбора из реальности своего объекта — это и есть уникальность человека». 

«Не могу сказать, что никогда не вмешиваюсь в детские работы»

Я могу дорисовать фон, если ребенок все сделал и уже устал. Могу спросить, какой цвет он бы выбрал?  Могу помочь выбрать из трех-четырех вариантов и обосновать, почему именно так. Чего я никогда не делаю, так это не изменяю детских образов, не говорю им: нарисуй так и так. Это всегда чувствуется в детской работе.


Пять советов для маленьких художников

  • Постепенно (годам к 9-ти) переходите к тому, чтобы картина рисовалась не за один раз. Невозможно сделать технически совершенную работу за два часа. Пусть у ребенка за четверть года будет две работы, но это будут такие работы, которые его значимо двинут вперед. 

  • Поиграйте в игру Телевизор. Возьмите рамку картины, и пусть ребенок расскажет о своей работе. А зрители в зале могут задать ему свой вопрос.  Дети со временем начинают друг друга слушать, лучше понимать творчество другого человека и свое.



  • Участвуйте в выставках. Это важно, видеть свою работу, презентованную в реальном мире и среди других авторов. Делайте из рисунков принты. Для детей с определенного возраста важно прикладное значение их труда. Покажите, как и чем занимается художник в современном мире.

  • Не скупитесь на материалы. Разнообразие жизни рождает потребность в разнообразии ее выражения. Ничто так не наполняет паруса творчества как чудно пахнущая новенькая гуашь. И не ругайте за грязные краски, будьте готовы, что они быстро кончаются.



  • Учите культуре пользования, но не отмеряйте краску в граммах. Это рождает страх, а там, где страх — нет свободы поиска.

  • Мы узнаем мир через органы чувств. Играйте в игры, связанные с этими органами: нюхайте с завязанными глазами, трогайте голыми ногами, слушайте звуки, определяйте вкус. А потом смело можно рисовать что-то шершавое, сладкое, липкое и т. д. Я называю это переводом с одного языка на другой.



Фото: Александр Стрелец
Другие материалы
BELARUS BEAUTY AWARDS
Жизнь BELARUS BEAUTY AWARDS

Belarus Beauty Awards – ежегодная...

22 Июня 2018
Стать мамой без папы
Жизнь Стать мамой без папы
Как это сделать?
22 Июня 2018
«Панский базар»: погружение в славянскую культуру
Жизнь «Панский базар»: погружение в славянскую культуру
В эти выходные минчане получили возможность...
19 Июня 2018
Форум BE IN OPEN: обзор второго дня
Жизнь Форум BE IN OPEN: обзор второго дня
Мода — это не брюки, это наши амбиции и комплексы.
16 Июня 2018
N.R.M и Солодуха: выиграй билеты на «Панский базар»!
Жизнь N.R.M и Солодуха: выиграй билеты на «Панский базар»!
Не знаете, где провести выходные? Мы приглашаем...
13 Июня 2018
BE IN OPEN форум в Москве. Обзор первого дня
Жизнь BE IN OPEN форум в Москве. Обзор первого дня
Кто такой пиарщик и сколько зарабатывает...
13 Июня 2018