Поиск

Легко ли вырастить лидера и как правильно это делать?

Легко ли вырастить лидера и как правильно это делать?

Как правильно закладывать в детях лидерские качества, приучать их к состязательности и быть ориентированными на достижение результата? Но в то же время, как не переборщить и не сформировать у ребенка крайней формы: «Умру, но добьюсь!»?

Лидер — это человек, ведущий за собой людей. Он — глава и зачинщик, он контролирует и несет ответственность за все происходящее. 

С понятием лидерства каждый из нас сталкивается еще в младенчестве, в своей первой семье. У кого-то лидером был отец, у других — мать, есть семьи, где лидер — дед или даже прадед. В любом случае несомненным остается одно: лидер — это самый главный член семьи, на которого все остальные держат равнение. Он всегда имеет самый высокий статус, руководит всеми процессами семейной жизни, влияет на поведение своих близких.

Большинство людей, независимо от возраста, положения и образования, стремится если не стать лидером, то как минимум равняться на него. В семье дети всегда хотят быть похожим на того «самого главного в доме», перенимают его/ее жесты, интонацию, манеры. Мужчины помнят, как в детстве очень хотели быть, например, похожими на папу, с легкостью принимать важные решения, справляться с любыми проблемами и быть уважаемыми на службе. Маленькие девочки мечтали, например, одеваться и выглядеть так же эффектно, как мама, быть в будущем незаменимыми на работе и пользоваться успехом среди друзей или коллег.

Мой без пяти минут двухлетний сынишка обмазывается с ног до головы папиной пеной для бритья, считая, что так он становится взрослым и более похожим на отца. Старший сын — свежеиспеченный первоклассник — весь вечер накануне 1 сентября перебирал отцовские галстуки, пока не перемерял их все и не выбрал самый красивый и презентабельный, т. к. в его понимании вопрос статусности и лидерства заключается именно в галстуке. А уж о дочках перемазанных маминой помадой и дефилирующих в туфлях на 13-сантиметровой шпильке и говорить не стоит. Лидеры во все времена являлись эталоном. 

И только с течением времени до нас доходило, что лидерами не рождаются, ими становятся. Лидерство не появляется просто так, из ниоткуда. За ним стоит колоссальный труд человека над самим собой. Перед тем, как вести за собой, лидер должен научиться адекватно оценивать и контролировать самого себя, свои поступки, мысли, эмоции. Ведь для истинного лидера недостаточно огласить правильное решение. Нужно также нести полную ответственность за его принятие и реализацию и предвидеть все возможные проблемы и нюансы, то есть мыслить стратегически, как говорится, «на перспективу».


Для любого родителя, видящего в своем ребенке задатки к лидерству, важно научить его обращать внимание в первую очередь на себя. А сделать это эффективно можно только лишь своим примером. Мы, мамы и папы, начинаем с объяснения нашим детям базовых норм поведения (в семье, в обществе, в малой группе). Передаем новому поколению накопленные знания и опыт, обучаем правилам этикета, вежливого общения, рассказываем о «границах личности» и о том, как мягко влиять на других людей, мотивируя их, а не манипулируя ими. 

А ведь дети — великие комбинаторы «со старта»! Они инстинктивно манипулируют родительской любовью, чтобы добиться желаемого. Вспомним, как маленькие девочки топают ножкой и надувают губки, чтобы выклянчить лишнюю конфету или новую куклу. Как у трехлетнего мальчугана в надежде на покупку ему очередного трансформера дрожат щечки и по ним скатываются «скупые мужские слезы». А некоторые особо талантливые отпрыски устраивают катание по земле в истерике, услышав отказ на их просьбу погулять подольше. В общем, дети изголяются, как могут, в надежде «победить» взрослого и добиться желаемого.

С возрастом большинство из них понимает, что такие номера «не прокатывают», и приходит осознание того, что чего-то можно и нужно добиваться упорным трудом, примерным поведением, уважением, а заслуженные блага доставляют гораздо большую радость. Сделал уроки — получил рубль на мороженое, застелил постель, собрал игрушки — погулял на час дольше. А если всю неделю был таким молодцом — так на выходных можно и в парк на карусели всей семьей сходить. 

Я не особый сторонник «метода кнута и пряника» («кнут» у нас с большего на стене без дела висит), но прекрасно знаю, что лаской, настойчивостью и регулярным поощрением можно добиться прекрасных результатов в воспитании детей. 

Кстати, такой же принцип взращивания лидеров часто применяется и в спорте. Регулярные тренировки, дисциплина, серьезное отношение к предмету плюс поощрение за достижение результата отлично мотивируют детей. Моя школота четко уяснила, что в случае проявления лени, халатного отношения или прогулов их ждут усиление контроля и «дисциплинарные взыскания» со стороны родителей и тренера. Если моя старшая дочь опаздывала на тренировку, ее ждало наказание в виде отжиманий: на сколько минут опоздала — столько раз и отжалась. И если в начале занятий дети из команды все же позволяли себе иногда опоздать, то буквально через месяц все до одного были на тренировке вовремя. 

Средняя моя дочь, занимаясь танцами в ансамбле, в свои десять лет прекрасно понимает, что их общий успех зависит от личного вклада каждого члена команды. И поскольку в нашем танцевальном коллективе, как и в любом другом, есть несомненные лидеры, именно их задачей становится помочь «ведомым и середнячкам», отработать лишний раз танец, закрепить движения, распределить костюмы. Стертые до мозолей ноги, изнурительные ежедневные растяжки, многочасовые репетиции приводят к призовым местам на международных конкурсах. Дети получают колоссальную отдачу за все свои старания. И им уже не нужен жесткий преподавательский контроль. Девочки сами стали ставить перед собой задачи, предъявлять к самим себе требования, «поднимать планку» и добиваться результата. 

Обратная сторона медали лидерства заключается в том, что повышенная амбициозность и детский максимализм могут привести к нездоровому перфекционизму, так называемому, синдрому отличника. Когда ребенок сам предъявляет к себе завышенные требования, не справляется с поставленными задачами, начинает расстраиваться и чувствовать себя лузером. Это может привести к снижению самооценки и даже к полному обесцениванию значимости собственных достижений. И в этой ситуации задача родителей — поддержать свое чадо, проанализировать ситуацию объективно и без резких оценочных суждений, объяснить, что «кровь из носу» — не лучший и не единственный способ достижения целей. А потом подбодрить, похвалить и восстановить гармонию ребенка с миром и собственной личностью. 

Как же родители могут помочь своим детям стать лидерами? Вот несколько практических советов, которые обязательно разовьют в вашем ребенке лидерские качества. Итак, задача родителей:

1. Помочь ребенку сформировать «свою» компанию, узкий круг общения. 

Если у членов группы общие интересы и ценности, то перспектива взаимопонимания и успешного сосуществования довольно велика.

В кругу близких, сверстников и единомышленников ребенку легче проявить свои сильные качества и зарекомендовать себя как лидер. Ведь основная функция лидера — вдохновлять остальных. 

2. Научить четко формулировать задачи и пути их достижения. 

Древняя мудрость гласит: «Человек без цели — все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на рифы». Помогите ребенку научиться правильно ставить цели, планировать путь их достижения, ставить временные рамки для решения определенных задач. Заодно можно контролировать промежуточные результаты их выполнения. 

3. Проявлять вместе с ребенком интерес к другим членам команды. 

Для проявления своих лидерских способностей ребенку как минимум нужно уметь общаться с другими детьми на «понятном» им языке. Здесь помогут и правила хорошего тона (интересоваться о самочувствии других, поздравлять с праздниками), чувство юмора (рассказывать веселые шутки или истории из жизни), эмпатия (сопереживание, проявление интереса к другим сферам жизни участников группы), нахождение общих тем для обсуждения. 

4. Составить распорядок дня и поддерживать дисциплину. 

Правильное распределение задач в течение дня и четкий режим — залог успеха. Начиная с банального расписания уроков, висящего над письменным столом, и заканчивая ведением органайзера/планировщика со списком дел, разделенным на «важные», «срочные», «второстепенные». При таком подходе ребенок всегда будет знать, когда он занят, а когда может посвятить время отдыху или играм. Все планы будут записаны, и риск забыть или пропустить важное событие сведется к нулю. 

5. Не забывать хвалить ребенка. 

Хвалить не только за выполненные с успехом задачи, но и за любые начинания и даже фантазии. Иногда количество идей гораздо важнее качества их исполнения. Родительская похвала придаст ребенку уверенности в своих силах и поможет свернуть горы на пути к достижению цели. И даже если его постигнет неудача, она подстегнет пробовать снова и снова, без страха критики со стороны старших. Только так ваше чадо сможет познать истинный вкус победы. 

Станут ли наши дети настоящими лидерами, зависит от задатков природы, характера и темперамента, от нас, родителей, ну и, конечно, немножечко от фортуны. 

Так пусть же удача улыбнется вам и вашим детям! 


Фото: rebenok.by, paidagogos.com, lider-press.by, interest.com, aschool.kz, kolobok.ua 

Другие материалы
Teen Fest: первый фестиваль молодежи
Дети Teen Fest: первый фестиваль молодежи
В Минске, в арт-пространстве «ВЕРХ», прошел...
28 Ноября 2017
MEGAdance–2017: как прошло шоу
Дети MEGAdance–2017: как прошло шоу
Мегатанцевальное событие нашей страны — международный...
27 Ноября 2017
День недоношенных детей: ранние ангелы в семье
Дети День недоношенных детей: ранние ангелы в семье
Ежегодно 17 ноября в мире отмечается Международный...
20 Ноября 2017
Модно и тепло: как одеть ребенка осенью-зимой
Дети Модно и тепло: как одеть ребенка осенью-зимой
Зима близко. И, несмотря на то, что еще можно...
31 Октября 2017
Приложения для родителей
Дети Приложения для родителей
Мессенджеры, приложения социальных сетей,...
10 Октября 2017