Поиск

«Скотч есть?»: как немецкие художники Минск украшали

«Скотч есть?»: как немецкие художники Минск украшали

На днях на острове Комсомольцев (Комсомольское озеро) в Минске открылась выставка проекта «Арт-острова». 11 пространственных арт-объектов под открытым небом представили не только знаменитые белорусские скульпторы, но и начинающие немецкие художники. Мы пообщались с ребятами из Берлина и узнали, почему вместо красок они используют цветной скотч и как им можно рисовать.

Штефан Буш

Художник

Ми Лан Нгуен

Художница

— Привет, то, что мы делаем, называется тейп-арт — направление в изобразительном искусстве, где в качестве инструмента используется клейкая лента (скотч). Первые рисунки в этой технике появились в 1989 году, а популярность тейп-арт стал набирать только в последнее десятилетие, — рассказывает Ми Лан Нгуен. — В нашей команде шесть человек.

Все началось с того, что мою коллегу, которая занималась граффити, однажды попросили оформить комнату. В жилом помещении, конечно, краской из баллончиков работать было нельзя. И тогда она в качестве материала попробовала использовать клейкую ленту. Получилось очень красиво, а главное, безопасно для здоровья!

Тейп-арт считается уличным искусством. Работы в этом направлении художники создают ради своего же удовольствия в открытых городских пространствах: цветным скотчем «разукрашивают» серые стены и асфальт.

<

Однако Ми Лан утверждает, что заработать на тейп-арте тоже можно:

— К нам часто обращаются с деловыми предложениями. Мы оформляем интерьеры офисов, магазинов, домов и квартир. Помимо этого, нас приглашают для съемок рекламы и работы на мероприятиях. Многие компании хотят добавить изюминку современного искусства в свои корпоративные будни.

В закрытом пространстве мы часто выстраиваем геометрические композиции. Они создают 3D-эффект, и тогда помещения кажутся гораздо объемнее, чем есть на самом деле.

Команде «Tape that» доверили оформление офиса Google в Гамбурге и Мюнхене

— Объекты, наверное, быстро теряют свой первозданный вид?

— Тот факт, что они недолговечны, добавляет им определенного обаяния. Люди наслаждаются красотой того, чему суждено просуществовать всего пару месяцев, а потом с особой теплотой хранят воспоминания о наших работах.

Но не все произведения тейп-арта имеют короткий «срок службы». Если мы создаем картины на холсте, то их всегда можно покрыть прозрачным лаком, это закрепит результат на долгие годы.

— Для Беларуси тейп-арт — это что-то новенькое. У нас этим пока никто не занимается.

— Не удивительно, в мире не так уж и много художников, которые работают в этой технике, — делится Штефан.

— Тогда почему же вы выбрали именно нашу страну в качестве места для инсталляции?

— Мы впервые приехали в Беларусь. Минск поразил нас своей современностью, комфортом и уровнем жизни. Здесь уютно, много зелени. Вместе с тем он напоминает почти чистый холст для уличного художника. Мы были на Октябрьской улице, видели граффити в других уголках города. Их не так уж и много, если сравнивать с тем же Берлином. Именно эта «нетронутость» нас и привлекла. Однако нельзя сказать, что мы приехали только по этой причине. Наше знакомство с Беларусью не состоялось бы без помощи Посольства Германии, которому мы очень благодарны.

— А с творчеством белорусских художников вы знакомы?

— Нам импонирует Александр Родин. Его экспериментальная живопись и перфомансы очень популярны в Европе, особенно в Германии. А теперь нам удалось лично познакомиться с ним и другими белорусскими художниками и скульпторами. Надеемся, что это станет началом для дальнейшего развития немецко-белорусского сотрудничества в творческом русле.

— Белорусы часто целенаправленно едут в Европу, чтобы посмотреть на современное искусство. Как думаете, что нам мешает создать его здесь?

— Чувствуется, что оно у вас уже есть. Например, в арт-пространстве «ВЕРХ». К тому же такие выставки, как «Арт-острова», играют большую роль в развитии современного искусства. Их нужно организовывать как можно больше. Это не только возможность познакомить людей с работами художников, но и создать определенную творческую тусовку, которая и задает тон культурной жизни города, — считает Штефан. — В каждой стране искусство развивается по-своему. И то, что люди видят у нас в Германии, нельзя повторить в другой стране. Ведь все то, что сейчас есть у нас, было задано в первую очередь историческими событиями. У Беларуси своя уникальная история, именно она должна быть основой для современного искусства.

— Тейп-арт применим только в искусстве?

— Нет. Мой знакомый использует эту технику в дизайне мебели. Получаются эксклюзивные современные вещи. Есть люди, которые изготавливают в этой технике аксессуары: кошельки и ключницы. На самом деле, клейкую ленту можно использовать где угодно и как угодно, все зависит только от вашей фантазии.

Художники используют специальную цветную клейкую ленту на матерчатой основе. Ее можно приобрести всего в нескольких магазинах Берлина и через интернет. Если такой под рукой не окажется, они готовы пустить в ход и обычную цветную самоклеющуюся пленку и даже синюю изоленту.

Инсталляция «Tape That» называется «Экран». Она представляет собой две прозрачные акриловые пластины с нанесенным на них черно-белым узором. «Экран» колеблется даже от легкого дуновения ветра. Это создает эффект «вечного движения» в картине.

Увидеть инсталляцию можно на острове Комсомольцев до середины сентября.

После презентации своей работы Штефан и Ми Лан организовали небольшой мастер-класс по тейп-арту, где любой желающий мог попробовать свои силы в этом необычном искусстве.

За разноцветные клейкие ленты с удовольствием хватались не только дети, но и взрослые.

Как создается и выглядит тейп-арт в Берлине, можно посмотреть здесь.

Благодарим Национальный центр современных искусств и Посольство Германии в Беларуси за помощь в подготовке материала.

Фото: Николай Волосюк, tapethatcollective.com
Похожие статьи